С нового года топливо может снова резко подорожать. Объясняем — почему
13 июля 2018 г.19:47
Пока Правительству удалось сдержать рост цен: они стабилизировались и уже не демонстрируют таких бешеных скачков, как еще два месяца назад. Однако принятые недавно поправки в законодательство вызывают некоторые опасения: а не подхлестнут ли они еще более стремительное подорожание топлива в следующем году?..
Что это за поправки?
На прошлой неделе Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки в налоговое законодательство. С одной стороны, они задним числом закрепляют уже состоявшееся снижение акцизов на бензин и дизельное топливо, а с другой — обещают их полуторакратное повышение с 1-го января 2019-го года: с нынешних 8 213 рублей до 12 314 рублей за тонну на бензин и с 5 665 рублей до 8 541 рубля за тонну на дизельное топливо.
В тот же день парламентарии одобрили (правда, пока только в первом чтении) еще один законопроект — о завершении задуманного Правительством налогового маневра. Он предусматривает постепенное, в течение шести лет, обнуление экспортных пошлин на нефтепродукты и одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Закон должен заработать тоже с 1-го января 2019-го года.
То есть: с 1-го января следующего года акцизы на топливо снова, причем значительно, повышаются, ставка НДПИ увеличивается, а экспортная пошлина в то же время снижается.
При этом, стоит заметить, эксперты снижения цен на нефть на мировом рынке не прогнозируют. Наоборот. Аналитики Sanford C. Bernstein & Co опасаются, что стоимость «черного золота» продолжит расти и может даже побить исторические максимумы 2008-го года в 150 долларов за баррель.
И вот тут вспомним о том, что произошло совсем недавно
Цена на нефть на мировом рынке после довольно продолжительного падения вновь устремилась вверх и вплотную приблизилась к отметке в 80 долларов за баррель. Такая ее стоимость, естественно, заинтересовала отечественных экспортеров.
Причем оттого что Министерство финансов решило стабилизировать курс рубля и «отвязало» его от нефти, а Правительство, запустив налоговый маневр, снизило экспортные пошлины, экспорт нефтепродуктов стал еще привлекательнее.
Тем более что, по-хорошему, чтобы нивелировать действие пониженных экспортных пошлин и не допустить увеличения внутренних цен, нужно было снизить акцизы на топливо. Правительство, однако, поступило иначе: с 1-го января оно увеличило акцизы, а с 1-го июля запланировало их очередной рост.
И что получилось?
Если не вдаваться в специализированные подробности, то отечественные нефтяные компании, видя, как растут цены на нефть, и понимая, что это сулит большую прибыль, начали увеличивать поставки на внешний рынок. Сниженная экспортная пошлина им в этом не мешала, а наоборот, сделала экспорт еще выгоднее.
Пикет против роста цен на бензин в Новосибирске/Фото: Sibnovosti.ru
Как следствие, поставки на внутренний рынок сократились. Из-за сокращенного предложения цены на топливо начали расти, а повышенная налоговая нагрузка в виде акцизов этот рост только подхлестнула.
В итоге, получили то, что получили: только в мае бензин в среднем по стране подорожал на 5,6% по сравнению с предыдущим месяцем, а с начала года подорожание составило 8%.
Что делает Правительство сейчас?
Сейчас оно своими решениями может создать условия, аналогичные тем, что спровоцировали нынешний рост цен на топливо.
Иначе говоря, ситуация, причем еще и с «отягченным анамнезом», рискует повториться.
Во-первых, цены на нефть под угрозой дефицита «черного золота» обещают расти. Страны, входящие в ОПЕК+, конечно, договорились недавно об увеличении добычи сырья на 1 млн. баррелей в сутки, но рынок пока даже толком не отреагировал на сообщение о соглашении.
Рынок опасается другого — эмбарго США на иранскую нефть. Иран, кстати, в ответ грозит перекрыть Ормузский пролив, через который идет основной (и единственный морской) экспорт добываемой в странах Персидского залива нефти.
Если отношения между странами ухудшатся (а официально эмбарго должны наложить 4-го ноября) до самого серьезного противодействия, то цена нефти действительно взлетит: по оценкам экспертов, не исключено, что и до 150 долларов за баррель.
Спрашивается: при такой-то стоимости сырья и пониженной экспортной пошлине смогут ли на этот раз наши нефтяные компании удержаться от соблазна повышенного экспорта? Не обращая внимание на какие бы то ни было достигнутые договоренности с Правительством и исходящие от него запреты и угрозы.
Во-вторых, со следующего года увеличится налоговая нагрузка: в соответствии с налоговым маневром повысится налог на добычу полезных ископаемых и в полтора раза вырастут ставки акцизов на топливо. А увеличение налоговой нагрузки неминуемо скажется на стоимости топлива. Тем более что акцизы — это как раз таки то, что формирует внутреннюю цену: на акцизы приходится почти треть стоимости топлива.
Селекторное совещание Правительства с главами регионов, посвященное росту цен на бензин, 13-е июня/Фото: YouTube.com
То есть топливо с нового года в любом случае подорожает. Но если увеличению налоговой нагрузки будет еще сопутствовать ажиотаж на нефтяном рынке, то подорожание рискует быть бешеным.
В-третьих, вдобавок ко всему может сработать, скажем так, «отложенный эффект».
Сейчас розничные цены на топливо не растут еще и потому, что Правительство «попросило» нефтяные компании их «заморозить». Долго такая «заморозка» продлиться не сможет: ну, месяц, ну, второй, третий … но не полгода уж точно.
Потому что если что-то искусственно, вопреки всем законам рынка, сдерживать, то рано или поздно либо где-то что-то рухнет под давлением, либо прорвет все барьеры и бесконтрольно вырвется наружу.
Речь прежде всего о независимых АЗС, которые вслед за нефтяными компаниями вынуждены были в убыток себе «заморозить» розничные цены. В то время как оптовые цены, как прокомментировал ситуацию исполнительный директор Российского топливного союза Георгий Сергиенко, продолжили расти и даже временами добирались до абсурда — превышали розничные.
В итоге, на данный момент маржа независимых АЗС колеблется в районе 3-5 процентов. Чтобы было с чем сравнить: для нормального существования АЗС она должна составлять 10-12 процентов.
К чему это может привести?
Есть два варианта развития событий и ни одного хорошего.
Либо большая часть независимых АЗС, обанкротившись, вынуждена будет закрыться. Тогда на оставшиеся заправки нагрузка увеличится, они с ней по объективным причинам справиться не смогут — и возникнет дефицит топлива, который обязательно «выльется» в рост цен.
Для справки: в России из 23 000 заправочных станций 14 000 — независимые.
Либо, как только у АЗС появится возможность «разморозить» цены, они обязательно это сделают. Таким образом они всего лишь попытаются компенсировать понесенные до того убытки. А что им еще, спрашивается, делать, если несколько месяцев до того они балансировали на грани нулевой доходности? Прикрывать бизнес?..
Итого
Даже только с точки зрения «отложенного эффекта» цены на топливо рано или поздно должны вырасти. Только с точки зрения повышения налоговой нагрузки — тоже.
Ситуация на международном нефтяном рынке также рискует в очередной раз обернуться дефицитом топлива на внутреннем. Особенно на фоне того, как Правительство наступает на те же грабли — снижает экспортную пошлину и повышает акцизы и налог на добычу полезных ископаемых.
Президент США Дональд Трамп, обещающий ввести нефтяное эмбарго на иранскую нефть
А если все три фактора грянут одномоментно?..
Что Правительство может противопоставить?
Исключительно зарезервированное за собой право повышать в случае форс-мажора (20-процентного роста цен на топливо в течение одного квартала) экспортную пошлину. Это — чуть ли не единственный имеющийся в его распоряжении экономический инструмент, который, кстати, применим только при срабатывании одного фактора — при резком подорожании нефти.
Для остальных, кажется, могут предложить лишь очередную «заморозку». Однако после первой ее лимит действия точно будет не долгим и уж точно спровоцирует в дальнейшем еще больший рост цен.
А потому остается только один вопрос: насколько стремительным будет этот рост?.. Независимый топливный союз, рассуждая об уже сложившейся ситуации с независимыми АЗС, не исключает рекорда и в 100 рублей за литр бензина.