Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 1 квартал 2020 года

Независимые АЗС просят «разморозить» цены на топливо

5 октября 2018 г.21:55

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша - фото

Российский топливный союз

Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша обратился к Правительству с просьбой «разморозить» цены на топливо. Соответствующее письмо направлено вице-премьеру Дмитрию Козаку, курирующему топливно-энергетический комплекс. В письме, в частности, отмечается, что в условиях перехода на зимнее дизельное топливо, которое традиционно дороже летнего, действующая по состоянию на 30-е мая «заморозка» цен вынудит АЗС продавать топливо себе в убыток.

В своем письме глава РТС ссылается на последние данные с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Так, по сравнению с началом июня оптовые цены на летнее дизельное топливо выросли на 3% — до 50,6 тыс. рублей за тонну. Тонна зимнего дизельного топлива стоит еще на 5 тыс. рублей дороже. При этом розничные цены с конца мая, когда Правительство «попросило» их «заморозить», увеличились только на 1,5%.

Напомним: после стремительного подорожания топлива весной этого года Правительство попыталось стабилизировать ситуацию. В этих целях оно, в том числе, попросило нефтяные компании «заморозить» розничные цены по состоянию на 30-е мая. При этом по отношению к оптовым ценам механизм искусственного сдерживания не применили: они продолжили регулироваться рыночными принципами. Единственное — нефтяные компании обязались увеличить продажи на бирже.

В результате такого дисбаланса АЗС, которые вынуждены приобретать топливо по растущей цене, а продавать его по фиксированной, начали работать себе в убыток. Все это время, с момента введения «топливного моратория», маржа независимых АЗС, как отмечал исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, колеблется в районе 3-5% (при нормальных показателях в 10-12%). При этом они уже потеряли более 30% своих клиентов.

Представители Независимого топливного союза в августе указывали на то, что при таких условиях работы запаса прочности у независимых АЗС хватит на 2-3 месяца, после чего они начнут массово закрываться. Это, в свою очередь, чревато увеличением нагрузки на АЗС нефтяных компаний (мощности которых не в состоянии с такой нагрузкой справиться) и, в конце концов, очередным резким скачком цен на топливо.

Рост оптовых цен на зимнее дизельное топливо и невозможность соответственного увеличения розничных, как подчеркивает президент РТС, только усугубит эту ситуацию. Так, по словам Евгения Аркуши, на Дальнем Востоке, где сейчас начинается спрос на зимние виды топлива, уже образуются очереди на заправках нефтяных компаний, в то время как независимые АЗС недосчитываются клиентов. Если же розничные цены так и не будут в ближайшее время «разморожены», подобная обстановка сложится и в других регионах страны, что приведет к банкротству значительной части независимых АЗС.

Дмитрий Козак, как отмечает издание «Коммерсантъ», еще не дал официальный ответ на запрос Российского топливного союза. При этом Дмитрий Махонин, глава Управления топливного-энергетического комплекса ФАС, полагает, что для стабилизации топливного рынка необходимо отказаться от запланированного с 1-го января 2019-го года полуторакратного повышения акцизов на топливо. Однако некоторые эксперты считают, что сейчас не следует предпринимать никаких активных действий: с наступлением зимы предложение зимнего дизельного топлива на бирже увеличится и цены выровняются.

Статьи по теме

13 июля 2018 г. в 19:47

С нового года топливо может снова резко подорожать. Объясняем — почему