Опасно для топливного рынка: к началу 2019 года цена на нефть может превысить 100 долларов за баррель

25 сентября 2018 г.22:08

К 2019-му году цена на нефть может превысить 100 дол. за баррель

Цена на нефть поднимется до 100 долларов за баррель впервые с 2014-го года. Такой прогноз делают крупные нефтетрейдеры на фоне санкций США против Ирана, сообщает агентство Bloomberg.

О возможном росте говорит соучредитель Mercuria Energy Group Ltd Дэниел Джегги на конференции APPEC (S&P Global Platts Asia Pacific Petroleum Conference) в Сингапуре. По его мнению, нефть может подорожать до 100 долларов за баррель уже в четвертом квартале 2018-го года.

«Рынок не сможет компенсировать потенциальное исчезновение 2 млн. баррелей нефти в день в четвертом квартале. На мой взгляд, это делает возможным всплеск цен на нефть до 100 долларов за баррель», — сказал Дэниел Джегги.

«Нефть уже к ближайшему Рождеству будет стоить 90 долларов за баррель», — полагает соруководитель Trafigura Group Бен Локок. По его же мнению, к началу 2019-го года цена превысит 100 долларов за баррель. Как считает специалист, вместе с сокращением поставок иранской нефти снижается и поставляемый объем нефти из Венесуэлы. «Сланцевые нефтедобытчики также испытывают трудности из-за ограничения пропускной способности трубопроводов и проблем с рабочей силой», — сказал господин Локок на конференции.

Согласно сценарию Bank of America, цена на нефть в 2018-м году составит около 80 долларов за баррель. Citigroup Inc. считает, что нефть вырастет до 80 долларов в четвертом квартале 2018-го года, однако впоследствии может подорожать еще сильнее. Глава BP Plc в Азии Джанет Конг уверен, что цена на нефть вряд ли продержится на уровне 100 долларов в долгосрочной перспективе, поскольку росту спроса на нефть угрожает торговая война Китая и США.

Вместе с тем, сегодня стало известно, что стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в ноябре 2018-го года на бирже ICE в Лондоне уже пробила «порог» в 80 долларов и составила 81,17 доллара за баррель.

Напомним: с 4-го ноября 2018-го года США намереваются ввести эмбарго на иранскую нефть. Иран в ответ грозится перекрыть Ормузский пролив, через который идет основной (и единственный морской) экспорт добываемой в странах Персидского залива нефти. Если конфликт между странами развернется в полную силу, то, как прогнозируют некоторые эксперты, цена на нефть может добраться даже до отметки в 150 долларов за баррель.

Опасно для российского топливного рынка

Россия, как добывающая страна, сильно зависит от ситуации на мировом рынке нефти. С одной стороны, увеличение ее стоимости принесет дополнительные доходы в бюджет (так, благодаря росту цен на нефть бюджет на 2019-й год впервые с 2014-го года признан профицитным). Однако с другой — подорожание нефти может отразиться на стоимости бензина и дизельного топлива.

Недавнее резкое майское подорожание было как раз таки связано с ростом цен на нефть, который вместе с ослаблением рубля и снижением экспортной пошлины сделал экспорт нефти и нефтепродуктов в разы выгоднее. В результате того, что отечественные нефтяные компании увеличили поставки на внешний рынок, на внутреннем образовался дефицит, который и привел к подорожанию топлива.

Тогда Правительство пошло на экстренные меры: снизило акцизы на топливо, на которые приходится почти треть его стоимости, и отменило их запланированное на 1-е июля повышение. Кроме того, договорилось с нефтяными компаниями об увеличении поставок на внутренний рынок, пригрозив в случае «непослушания» поднять экспортную пошлину на нефть вплоть до 90% (эту возможность Правительство предусмотрело для себя отдельным законопроектом) и тем самым сделать для них экспорт невыгодным.

После такого провластного вмешательства ситуация на топливном рынке относительно нормализовалась.

Однако с 1-го января 2019-го года акцизы на бензин и дизельное топливо должны, в среднем, увеличиться в 1,5 раза: с 8 213 до 12 314 рублей за тонну на бензин пятого класса и с 5 665 до 8 541 рубля за тонну на дизельное топливо.

Кроме того, с 1-го января 2019-го года должен заработать т.н. «налоговый маневр», который предусматривает постепенное, в течение шести лет, снижение, а затем и вовсе — обнуление, экспортной пошлины на нефть.

На фоне этого рост цены на нефть на мировом рынке и, соответственно, повышение привлекательности экспорта могут снова обострить ситуацию на внутреннем топливном рынке.