С 1 июля акцизы на топливо могут не повысить, а снизить

23 мая 2018 г.17:57

С 1-го июля акциз на бензин будет понижен на 3 тыс. рублей на тонну, на дизтопливо — на 2 тыс. рублей от текущих уровней. Эта экстренная мера будет действовать полгода. Решение о снижении акцизов Правительство принимает впервые с 2015-го года: оно продиктовано необходимостью остановить рост цен на топливо.

Белый дом принял решение снизить акцизы на бензин и дизельное топливо с 1-го июля, рассказали изданию «Коммерсантъ» источники, знакомые с ситуацией. Об обсуждении такого решения сообщил 22-го мая зампред комитета Госдумы по энергетике Сергей Есяков. По данным издания, акцизы будут снижены на полгода от текущих уровней, в случае бензина на 3 тыс. рублей на тонну, дизтоплива — на 2 тыс. рублей.

Сейчас ставки акцизов составляют чуть более 11,2 тыс. рублей и 7,66 тыс. рублей на тонну соответственно, однако с 1-го июля должны были вырасти: в первом случае на 679 рублей, во втором — на 583 рубля. Теперь этого роста не будет, то есть фактически снижение от уровня 1-го июля составит 3,6 тыс. рублей (акциз на бензин) и 2,5 тыс. рублей (акциз на дизтопливо).

По данным «Коммерсанта», принципиально решение о снижении акцизов было принято 21-го мая на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака. Собеседники издания подчеркивают, что в Правительстве было единое понимание необходимости снижения акцизов, учитывая, что ситуация с ценами на топливо приближается к критической. При этом такое решение не должно сильно ударить по бюджету: благодаря росту цен на нефть в 2018-м году ожидается профицит в 482 млрд. рублей.

Напомним: с начала года оптовые цены на топливо выросли примерно на 30%, а в апреле начали быстро увеличиваться и розничные цены. Это связано с рядом факторов.

Так, цены на нефть выросли с $64 за баррель в декабре до примерно $80, но при этом из-за введения бюджетного правила курс рубля не укрепился к доллару, как можно было бы ожидать. В результате привлекательность экспорта топлива для нефтекомпаний резко выросла. Одновременно экспортные пошлины на нефтепродукты, которые отчасти защищают внутренний рынок от эффекта высокой экспортной цены, из-за налогового маневра 2015-го года были понижены. Но акцизы, которые предполагалось понизить в рамках налогового маневра, вместо этого в 2016-2018 годах ускоренно росли, так как бюджету нужны были деньги на фоне падения цен на нефть.

Однако снижение акцизов, полагают эксперты, не решает всех проблем с ценами топлива как в опте, так и в рознице. Сейчас розничные цены на Аи-95 и дизтопливо в среднем по РФ составляют около 42,8-43 рубля за литр. Уменьшение акцизов может снизить справедливую цену на АЗС примерно на 2 рубля на литр, но ключевое значение для динамики цен будет иметь курс рубля: если при дальнейшем росте цены на нефть рубль почти не будет укрепляться, как это обстоит сейчас, то цены на топливо все равно будут расти, считает Василий Танурков из российского рейтингового агентства АКРА.

«При текущем уровне цен в опте бензин и дизтопливо на заправках должны дорожать примерно на 7 рублей на литр, чтобы АЗС не разорились. За счет снижения акцизов можно сократить этот потенциальный рост до 2,5-3 рублей по бензину и 4-4,5 рублей по дизтопливу»,— отмечает один из источников «Коммерсанта» в крупной нефтяной компании. Другой собеседник издания добавляет: учитывая, что нефтяники фактически не экспортируют бензин из-за позиции ФАС, динамика цен на него может быть более плавной. Кроме того, уточняет он, цены на нефть могут снизиться в зависимости от того, какое решение будет принято по продлению сделки по сокращению добычи нефти между Россией и ОПЕК.

При этом Министерство финансов полагает, что снижение акцизов на топливо может негативно отразиться на наполняемости региональных дорожных фондов: чтобы возместить их убытки, придется, скорее всего, задействовать систему трансфертов из федерального бюджета.

Нынешнее решение по акцизам принято только на полгода, и что будет со ставками в 2019-м году, пока неясно. По мнению собеседников «Коммерсанта», этот вопрос, скорее всего, будет обсуждаться в контексте завершения налогового маневра в нефтяной отрасли и возможного введения отрицательных акцизов на нефть для НПЗ.

Коммерсантъ