Строительство важного для Якутии моста затягивается: кажется, его стоимость все-таки наполовину профинансируют из федерального бюджета, но средства начнут выделять только в 2025 году

15 декабря 2022 г.12:24

Мост через Лену наполовину профинансируют из федерального бюджета

Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия)

Кажется, строительство моста через Лену возле Якутска все-таки профинансируют наполовину из федерального бюджета, хотя ранее в Правительстве РФ говорили о максимальном гранте в размере 30% от стоимости сооружения. По крайней мере, о том, что обсуждение финансовой схемы сдвинулось в нужном для Якутии направлении, говорит позиция Совета Федерации. Как рассказали в пресс-службе республиканского Правительства, на прошедшем недавно заседании верхней палаты парламента было принято решение поддержать схему паритетного финансирования моста через Лену, которая предусматривает выделение из федерального бюджета не менее 50% от необходимой суммы. Правда, первые средства из федерального бюджета начнут поступать только в 2025-м году, в то время как изначально предполагалось, что уже в 2025-м году важный для Якутии мост откроют для движения.

«На заседании Совета Федерации Федерального собрания РФ спикер верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко заявила о поддержке схемы паритетного финансирования строительства моста через реку Лену, предложенной главой Якутии Айсеном Николаевым. Согласно предложенной схеме, подразумевается федеральное софинансирование не менее половины от общего объема привлеченных инвестиций», — говорится в сообщении пресс-службы.

По словам Валентины Матвиенко, предложение главы Якутии войдет в проект постановления верхней палаты парламента о государственной поддержке социально-экономического развития республики. Документ должны окончательно принять на следующем заседании Совета Федерации.

В соответствии с ним, верхняя палата парламента рекомендует Правительству РФ софинансировать строительство Ленского моста в рамках Государственной программы РФ «Развитие транспортной системы».

Напомним: изначально, когда в конце 2019-го года необходимость строительства моста через Лену возле Якутска наконец-то была признана президентом Владимиром Путиным, предполагалось, что из 83,4 млрд. рублей (вместе с НДС) общей стоимости проекта на федеральный грант придется около 75%. Однако потом вокруг схемы финансирования начались обсуждения.

Так, в апреле прошлого года вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил, что Правительство РФ поддержит проект только в том случае, если федеральный грант не превысит 50%. Правда, после того как власти Якутии пересмотрели схему финансирования, федеральное Правительство ужесточило условия: доля федерального бюджета — максимум 30%.

Сейчас же на фоне санкций и роста цен на строительные материалы стоимость транспортного перехода увеличилась более чем в два раза и Правительство РФ указало снизить общие затраты хотя бы до 120 млрд. рублей, из-за чего потребовалось внести изменения в проектные решения по мосту. На данный момент проект искусственного сооружения уже обновлен и отправлен на повторную экспертизу.

Вместе с тем, как рассказал глава Якутии Айсен Николаев, несмотря на отсутствие федерального финансирования, работы на объекте уже идут. Специально для того, чтобы их ускорить, строительство разделили на три этапа.

«Разделение на этапы позволило начать строительство фактически на год раньше, до получения заключения госэкспертизы по основному этапу. В первый этап входят работы по подготовке территории, выносу и переустройству инженерных коммуникаций. По второму этапу, предусматривающему строительство правобережной части подходящих путей, заключение Главгосэкспертизы России планируют получить в I-II кварталах 2023-го года. Третьим этапом станет строительство на левом берегу», — отмечается в сообщении пресс-службы.

При этом, однако, выделение федерального финансирования запланировано только на 2025-й год, хотя сразу предполагалось, что уже в 2025-м году мост откроют для движения. В то время как на самом деле транспортный переход через Лену очень важен не только для Якутии, но и для всего Дальнего Востока.

«Мост соединит в единый транспортный узел три федеральные автодороги, пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль. Это логически завершит и тем самым значительно повысит эффективность ранее вложенных огромных инвестиций в инфраструктуру. Круглогодичная транспортная доступность населения республики возрастет с 21% до 80%. Не менее чем на 4 млрд. рублей ежегодно сократятся бюджетные затраты на «северный завоз». Эффект в виде роста ВРП оценивается в 2-3% ежегодно», — подчеркнул в ходе выступления в Совете Федерации Айсен Николаев.

Напомним: помимо федерального финансирования, реализация проекта моста через Лену предусматривает также вложение частных средств. Соответствующее концессионное соглашение было заключено еще в феврале 2020-го года с консорциумом Ростеха и Группы «ВИС».

В связи с этим движение по транспортному переходу будет платным, но только для грузовых автомобилей. Размер тарифов (от 944 до 2 018 рублей) был рассчитан еще в 2019-м году в ценах 2025-го года. Правда, в связи с ростом стоимости сооружения плата за проезд, скорее всего, в конечном итоге будет выше.

Мост через Лену пройдет в 30 км от Якутска — от села Старая Табага до села Хаптагай в Мегино-Кангаласском районе. Длина трехпилонного двухполосного вантового сооружения составит чуть более 3 км, а общая протяженность подходов к нему — около 11 км.