Проект моста через Лену в Якутии отправили на повторную экспертизу, но как его будут финансировать, пока непонятно

13 декабря 2022 г.10:26

Проект моста через Лену в Якутии отправили на повторную экспертизу

commons.wikimedia.org

Работы по строительству моста через Лену в Якутии все-таки пока не замораживают, как это было в 2014-м году. Как рассказал в пятницу, 9-го декабря, мэр Якутска Евгений Григорьев, недавно в проектную документацию внесли необходимые изменения, после чего ее направили на повторную экспертизу. Правда, вопрос по поводу того, как именно будет финансироваться проект, так до сих пор и не решен. Напомним: этот вопрос обсуждался на протяжении всего прошлого года. За это время стоимость моста успела увеличиться более чем в два раза.

«Подписано концессионное соглашение, в рамках него работы по первому этапу (по подготовке территории – прим.) завершены — определена трассировка, выполнены работы по выносу инженерных сетей. По второму этапу зашли на Главгосэкспертизу по изменениям, которые были внесены», — отметил Евгений Григорьев.

Ранее глава Якутии Айсен Николаев объяснял, что внесение изменений в проект потребовалось в связи с его подорожанием. По его словам, в этом году из-за санкций и роста цен на строительные материалы стоимость искусственного сооружения подскочила более чем вдвое (на конец 2019-го года она составляла 83,4 млрд. рублей вместе с НДС), однако в федеральном Правительстве настаивают на удешевлении проекта до 120 млрд. рублей (без НДС).

Чтобы этого добиться, необходимо изменить проектные решения, пересмотреть технологии, используемые стройматериалы и т.п. Правда, региональные власти уверяют, что все это никак не отразится на конечном качестве моста.

Вместе с тем остается еще открытым вопрос о финансировании проекта.

Изначально, когда он был утвержден (конец 2019-го года), планировалось, что на федеральный грант придется около 75% от стоимости моста через Лену, а оставшиеся 25% между собой разделят концессионер и региональный бюджет. Однако весной прошлого года федеральное Правительство поставило, по сути, ультиматум: федеральный бюджет профинансирует работы только в том случае, если его доля составит не более 50%.

Вот только после того как региональные власти пересмотрели схему финансирования, условия снова изменились: из федерального бюджета были готовы выделить на мост в Якутии максимум 30% от его стоимости.

Как будет разделено финансирование с повышением цены сооружения, пока непонятно. Айсен Николаев отмечал, что этот вопрос будет решен после изменения проекта.

Таким образом, реализация проекта затягивается: изначально предполагалось, что активные работы по возведению моста начнутся не позже 2022-го года, а сдадут транспортный переход в эксплуатацию в 2025-м году.

В то же время, очевидно, будут пересмотрены и тарифы на проезд по мосту. Они должны были составить от 944 до 2 018 рублей в ценах 2025-го года, однако эти суммы рассчитывались, когда мост стоил 83,4 млрд. рублей. С подорожанием проекта и изменением схемы финансирования, при которой доля концессионера может увеличиться, тарифы, скорее всего, повысятся.

Напомним: проезд по мосту будет платным только для грузовых автомобилей. Движение пассажирского транспорта должно остаться свободным.

В целом, согласно проекту мост через Лену пройдет от села Старая Табага, которое входит в городской округ Якутск, до села Хаптагай в Мегино-Кангаласском районе республики. Общая протяженность трехпилонного двухполосного вантового моста превысит 3 км, а длина подходов составит около 11 км.

Мост соединит федеральные трассы А-331 «Вилюй», А-360 «Лена» и Р-504 «Колыма», а также обеспечит связь железнодорожного, речного, авиационного и автомобильного транспорта при выполнении грузовых перевозок. Но главное — транспортный переход даст постоянный наземный выход к «большой земле» для столицы Якутии, которая на данный момент отделена от основного сообщения рекой, где в летнее время организуется паромная переправа, а зимой — ледовая.

При этом на территории Якутии сейчас вообще нет ни одного моста через Лену. Проект вот этого искусственного сооружения возле Якутска рассматривается уже в течение десятилетий. В начале 2010-х годов местные и федеральные власти взялись за его реализацию, но в 2014-м году работы были остановлены: средства, заложенные на строительство моста, пошли на Крымский мост.