С 1 марта должен измениться порядок техосмотра, но к этому, как обычно, толком не подготовились

18 февраля 2021 г.14:51

С 1 марта должен измениться порядок техосмотра

Пресс-служба Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области

Итак, с 1-го марта стартует реформа техосмотра, суть которой в том, чтобы обеспечить его (техосмотра) реальное проведение: чтобы автовладелец получал диагностическую карту не от курьера вместе со страховым полисом, а после фактической проверки технического состояния машины. Однако вот же какая неожиданность: изменения, которые разрабатывались с 2017-го года, а потом еще и переносились якобы из-за коронавируса, сейчас, за полторы недели до дня X, снова напрашиваются на перенос. Потому что к реформе так толком и не подготовились...

Вообще, реформа техосмотра — это по большому счету два основных изменения. Первое — перевод диагностической карты исключительно в электронный вид, второе — требование фотографировать автомобиль на пункте ТО.

Фотографий с четко видимыми маркой, цветом и регистрационным знаком машины должно быть две: перед въездом на диагностическую линию и после проведения проверки. Они вместе с географическими координатами, на определение которых сейчас дают погрешность в 15 метров, будут передаваться в единую информационную систему техосмотра. В ней же будет храниться информация о диагностических картах.

При этом система будет работать с учетом пропускной способности каждого пункта техосмотра и не даст оператору оформить диагностическую карту, если он эту пропускную способность превысил более чем на 5%. Иными словами, оператору таким образом хотят помешать хотя бы «штамповать» ударными темпами допуск к движению.

Потому что, как мы прекрасно понимаем, обеспечить фактическое прохождение таким способом техосмотра вряд ли можно, равно как и основным новшеством — фотофиксацией автомобиля. Единственное, что эта фотофиксация может гарантировать (помимо, конечно, проблем для операторов), — это то, что машина действительно приехала на диагностику, а вот то, что будет происходить между двумя фотографиями, все равно останется за кадром.

Фото: avtokontrol-komi.ru

Кстати, в первой версии реформы вместе с фото- хотели ввести еще и видеофиксацию, однако от этой идеи все-таки успели вовремя отказаться. Догадались, видимо, что закупка видеоаппаратуры обойдется операторам в круглую сумму, а им самим (авторам реформы) придется изрядно «заморочиться», прописывая требования к камерам, картинке и пр.

Тем более что, как вдруг внезапно выяснилось, они даже к фотографиям требования установили так, что их нужно пересматривать.

Погрешность должна быть большей

Так вот, за месяц (за месяц!) до запуска реформы, когда, по идее, все уже должно быть подготовлено и протестировано, кто-то все-таки решил проверить фотофиксацию опытным путем и обнаружил, что 15 метров погрешности для определения координат на самом деле недостаточно.

Оказалось, что автомобиль может находиться там, где он должен находиться (на техосмотре), однако система по высланным с фотографиями координатам увидит его дальше чем за 15 метров от фактического адреса пункта ТО и просто не даст оформить диагностическую карту.

«В связи с плотной застройкой местности, где чаще всего располагается пункт ТО, и конструктивных материалов зданий происходит экранирование спутникового сигнала», — объяснили в Министерстве транспорта и пообещали, что увеличат допустимую погрешность.

Однако сделают они это (внимание!) к 1-му сентября, а как до 1-го сентября будет проходить техосмотр, непонятно. То ли временно вообще уберут требования к наличию координат на снимке (но тогда нет никакого смысла и в фотофиксации), то ли оставят погрешность в 15 метров — и пусть уж сами операторы ТО переживают, экранирует у них там спутниковый сигнал или нет, как угодно доказывают системе, что снимки сделаны на рабочем месте, и добиваются от нее оформления диагностической карты.

Тут бы, по-хорошему, перенести запуск реформы, но в наших реалиях это вовсе не означает, что и с переносом все будет выполнено в срок.

Автором реформы техосмотра является Министерство экономического развития

Реформу, напомним, готовили с 2017-го года. Официально утвердили ее в июне 2019-го года (более чем полтора года назад!), запустить планировали с июня прошлого года (то есть все продумать и протестировать должны были еще к этому времени), весной прошлого года, сославшись на коронавирус, сроки перенесли на март 2021-го года — и все равно детально все подготовить так и не смогли...

Потому что погрешностью список «косяков» на самом деле не ограничивается.

Тарифы тоже не пересмотрели

Нынешняя методика, устанавливающая предельный (дороже которого никак не должно быть) тариф на техосмотр, действует еще с 2012-го года и с того времени, за исключением небольших правок в том же 2012-м году, ни разу не менялась.

То есть: операторы техосмотра и без всяких реформ уже давно просили пересмотреть тарифы, а уж в связи с реформой (расходами на закупку оборудования, техническую поддержку информационной системы и пр.) необходимость этого тем более назрела.

Потому что старые тарифы не позволяют работать с достаточной прибыльностью.

И хотя в Федеральной антимонопольной службе против пересмотра тарифов не возражают (еще в июле прошлого года уверяли, что ищут решение, и не исключали, что могут вообще установить свободное ценообразование), новую методику (пусть бы даже в виде проекта) в ведомстве так и не представили.

Опять-таки, готовили реформу, знали, что система тарифов старая, понимали, что нововведения потребуют дополнительных расходов от операторов ТО, но ничего не предприняли. И даже если сейчас появится какое-то решение, принять его к 1-му марта точно не успеют.

Логика властей здесь, в принципе, вполне понятна: они таким образом хотят не допустить роста цен на техосмотр. Однако в такой ситуации, когда хочется и техосмотр ужесточить, и автовладельцам «подмахнуть», а всю нагрузку, по сути, перекинуть на операторов ТО, есть риск, что проводить техосмотр просто будет некому.

Пунктов техосмотра уже не хватает

Накануне в ГИБДД сообщили, что в 15 регионах страны количество пунктов ТО таково, что они не способны обеспечить нужды всех автовладельцев. Причем это касается как дальневосточных и сибирских регионов, так и центральных, в том числе Москвы и Московской области.

В Москве обеспеченность пунктами ТО составляет лишь 50%, в Ингушетии — вообще 25%, в Забайкальском крае — 31%... Дефицит диагностических линий отмечается также в Калужской, Ростовской, Иркутской, Новосибирской и Сахалинской областях, в Крыму, Бурятии, Башкортостане, Мордовии, в Приморском и Камчатском краях.

Как объяснили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), который отвечает за аккредитацию операторов техосмотра, на самом деле количество пунктов ТО пока серьезно не сократилось — уменьшилась их пропускная способность. В такой ситуации необходимо, чтобы операторы открывали дополнительные диагностические линии, а на рынок приходили новые игроки, однако при старых тарифах мало кто на это решится.

Кроме того, в течение года, до 1-го марта 2022-го года, действующие операторы должны пройти аккредитацию, подтверждающую их соответствие новым требованиям. Стоимость процедуры составляет 25 тыс. рублей плюс 10 тыс. рублей за каждый пункт ТО.

Автовладельцы рискуют ОСАГО

На самом деле, да, единственное, чем рискуют автовладельцы, не пройдя вовремя техосмотр, это проблемами с оформлением полиса ОСАГО, потому что еще в течение года, до 1-го марта 2022-го года, штраф за отсутствие диагностической карты (2 тыс. рублей) взиматься не будет.

Страховщики уже обратились в Центробанк с предложением временно, на полгода, «отвязать» ОСАГО от техосмотра, но их просьбу вряд ли удовлетворят: если диагностическая карта не понадобится для страхового полиса, то при отсутствии штрафов никто ее получать и не будет, а это в том числе значит, что еще больше операторов, лишившись транспортного потока, покинут рынок и ситуация с дефицитом пунктов ТО тем более зайдет в тупик.

Вообще, напомним, когда-то (в 2012-м году) техосмотр и «объединили» с ОСАГО потому, что необходимо было гарантировать прохождение техосмотра после того, как штрафы за выезд на дороги без диагностики убрали (они действуют только для такси, автобусов, грузовиков с опасными грузами). Следовательно, до тех пор, пока штрафы обратно не ввели (до 1-го марта следующего года), «разъединять» ОСАГО с техосмотром и не будут.

А вот после 1-го марта 2022-го года это вполне возможно...

С 1 марта 2022 года риски для автовладельцев серьезно возрастут

И дело тут не только в штрафах... У МВД появилась идея усилить проверку технического состояния автомобилей, и делать они это собираются непосредственно на дорогах.

Если при остановке транспортного средства будут выявлены какие-то его неисправности (правда, как их будут обнаруживать без необходимого набора оборудования?), то автовладельцу дадут 72 часа на ремонт и прохождение внеочередного техосмотра, а действие диагностической карты на это время приостановят. Если через 72 часа техосмотр не будет пройден — просто изымут СТС.

При этом некоторые неисправности, как то перегоревшая лампочка и т.п., разрешат устранить на месте, а с некоторыми (неполадки в тормозах, рулевом управлении и пр.) автомобиль «незамедлительно» (выдержка из проекта закона) отправят на специальную стоянку.

Пока все это имеет вид проекта, однако эксперты предполагают, что его как раз могут принять аккурат к 1-му марта следующего года.

Стоит ли объяснять, к каким очередям на пунктах техосмотра, особенно при условии их недостаточного количества, это может привести и чем рискуют автовладельцы, если за ограниченный срок (72 часа вместе с ремонтом) не успеют эти очереди преодолеть?..