Новый порт в Архангельске будет не только глубоководным, но и «умным»
20 июня 2025 г.11:27

Архангельский морской торговый порт
В Архангельске построят «умный» порт с максимальной цифровизацией инфраструктуры, подчеркнул в своем телеграм-канале губернатор Архангельской области Александр Цыбульский по итогам дискуссии на площадке Петербургского международного экономического форума (ПФЭМ). Ожидается, что проект, который должны реализовать в начале 2030-х годов, изменит структуру экономики всего региона. Так, в частности, он станет опорным элементом Северного морского пути. При этом порт в Архангельске в принципе обеспечивает выход в Мировой океан в обход акватории т.н. «недружественных» стран.
«Мы планируем и хотели бы, чтобы новый порт у нас был максимально насыщен информационными технологиями, и шел бы по системе «умного» порта. Мы видели такие примеры и хотели бы их реализовать, есть инвесторы, которым это интересно», — рассказал Александр Цыбульский.
«Это хороший мультипликативный эффект, который изменит во многом экономику Архангельской области с точки зрения тех отраслей, которые становятся драйвером», — добавил он.
При глава региона напомнил, что с введением масштабных санкций в отношении России в 2022-м году порт в Архангельске потерял сразу четверть своего товарооборота, однако сейчас грузовые перевозки здесь благодаря переориентации на восточное и южное направления снова показывают рост.
«В том году мы сомневались, сможем ли мы дальше развиваться и нужно ли вообще в этом направлении двигаться. Но, как оказалось, перенаправление нашего внимания на Восток открыло огромные перспективы, которые значительно превосходили те, которые были до 2022-го года», — отметил губернатор.
По его словам, «товарооборот со странами Глобального Юга оказался значительно больше, чем до этого был со странами Евросоюза», несмотря на всю маржинальность тех рынков, которые до этого присутствовали.
Так, в частности, к 2024-му году, после «перенастройки на Восток на существующих мощностях», грузооборот Архангельского порта вырос на 30%, в три раза увеличились импортные и экспортные поставки и в 30 раз — объем контейнерных перевозок.
При этом в 2023-м году на уровне Правительства РФ было принято решение о комплексном развитии Архангельского транспортного узла, в том числе для того чтобы сделать порт в Архангельске одним из опорных на Северном морском пути — приоритетном для России транспортном коридоре, который полностью проходит в ее акваториальных водах.
Так, к началу 2030-х годов здесь должны построить новый глубоководный порт с перспективой его круглогодичного использования.
«Это будет полноценный порт с глубинами 14,5 метра, круглогодичного использования, способный принимать суда 75 тыс. тонн, контейнеровместимостью 5 тыс. контейнеров. Его потенциальный грузооборот составит 24,8 млн. тонн различных грузов к 2031-му году», — уточнил Александр Цыбульский.
При этом он подчеркнул, что уже как минимум три инвестора готовы вложиться в проект: это — компании «Евросиб» и AEON, а также госкорпорация «Росатом».
Стоит отметить, что недавно специальный представитель «Росатома» по Арктике Владимир Панов рассказал, что госкорпорация совместно с китайским морским оператором New New Shipping приступает к строительству особого контейнерного флота высокого арктического класса, что как раз таки позволит сделать перевозки по Северному морскому пути круглогодичными.
Первое такое судно планируют спустить на воду уже к концу 2027-го года.
Правда, на данный момент в качестве конечного порта на маршруте «Китай-Россия» выбран порт Санкт-Петербурга, поскольку только там имеются современные контейнерные терминалы. Однако со строительством нового порта в Архангельске, который будет отличаться «умными» технологиями, маршрут должны пересмотреть, тем более что использование Архангельского порта где-то на 7-8 суток сокращает время транзита.