Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

На прошедшей неделе было тихо, а должно было быть горячо…

28 октября 2019 г.09:41

За несколько дней до 1 ноября было тихо, а должно было быть горячо

Да, в начале прошлой недели мы действительно ждали, что как минимум в течение 5 рабочих дней на информационном поле будет очень даже жарко. Почему мы на это рассчитывали? Да потому, что с 1-го ноября многое меняется в тахографическом контроле. Однако одно из самых масштабных изменений (а именно: обязательная установка тахографов в грузовиках физических лиц) до сих пор остается под вопросом.

Нет, сам закон, который ужесточает (вернее — в принципе, вводит) тахографический контроль для физических лиц, был принят еще год назад и сейчас как раз готовится вступить в силу.

Но вот что делали в течение года профильные министерства и ведомства, которые должны были разработать и принять нормативно-правовые акты, поддерживающие этот закон, не совсем понятно.

А без них (без этих актов) с 1-го ноября в тахографическом контроле наступит полный бедлам. Да и сам закон, вообще-то, работать не будет.

Вот мы и ждали, что на прошедшей неделе (до 1-го ноября ведь остается всего ничего) что-то из них, наконец, примут.

Ну, или скажут: «Уважаемые господа «физические лица», простите за натянутые нервы, но установка тахографов для вас откладывается!»

Ничего из этого (по крайней мере, на момент публикации этого текста) не произошло…

Так чего мы, собственно, ждали?

Во-первых, того, что в Правила дорожного движения включат временные нормы управления автомобилем.

Почему они должны там быть? Да потому, что без них физическим лицам, эксплуатирующим грузовые автомобили, попросту нечему будет следовать.

Для них сейчас режим труда и отдыха не предусмотрен. Он действует в отношении водителей, цитируем дословно Приказ Министерства транспорта, «работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям».

Иными словами: на управляющие грузовиком физические лица, никакими трудовыми отношениями с такими организациями не связанные, положения о безостановочном вождении в течение максимум 4,5 часов и пр. не распространяются.

Они, по сути, могут ехать без отдыха столько, сколько считают нужным.

Прописать для них нормы труда и отдыха должны в Правилах дорожного движения.

Что будет, если к 1-му ноября их так и не пропишут? Установка тахографа будет абсолютно бессмысленным мероприятием.

Мы не знаем, может, где-то там и не догадываются, но на самом деле тахограф требуется не для того, чтобы потом штрафовать за его отсутствие. А для того, чтобы иметь возможность контролировать, не засиживается ли водитель за рулем.

Но если для определенного водителя норм «засиживания» не существует, то и записывать тахографу совершенно нечего. А следовательно, он будет стоять исключительно для Ространснадзора и ГИБДД.

Во-вторых, мы ждали, что Министерство транспорта утвердит изменения в изданные ранее ведомством пресловутые 273-й и 36-й Приказы.

Почему это необходимо?

Потому, что сейчас эти нормативно-правовые акты, которые устанавливают требования к тахографам и диктуют, что на территории России применяются не просто тахографы, а тахографы с блоком СКЗИ, действуют только в отношении транспорта, эксплуатируемого юридическими лицами и ИП.

На физических собственников они не распространяются.

Но если кто-то думает, что, если в формулировку 273-го Приказа до 1-го ноября не включат физических лиц, это будет означать, что им можно использовать любые тахографы, то он заблуждается.

Если формулировку не изменить, то снова получится абсурд.

Закон, который с 1-го ноября должен вступить в силу, четко говорит: тахографы в транспорте физических лиц должны соответствовать тем же требованиям, которые действуют сейчас для юридических лиц и ИП. А для них действуют упомянутые 36-й и 273-й Приказы.

В общем, закон с 1-го ноября будет диктовать физическим лицам: тахографы вы обязаны установить. Какие? Смотрите Приказы! А что скажут Приказы, если их не изменить? Нет, родные, для вас тахограф не обязателен.

Абсурд…

Ну, и в-третьих, мы, в принципе, были уверены, что, в конце концов, дату X с 1-го ноября отодвинут на какой-нибудь другой срок. Хотя бы на «через год».

Иными словами, дадут физическим собственникам переходный период.

Почему он нужен?

И потому, что два выше перечисленных пункта до сих пор не выполнены.

И потому, что сейчас (то бишь заранее) установить тахограф СКЗИ физическим лицам проблематично: в частности, блок СКЗИ, по действующей инструкции, активируется именно на транспортное предприятие, а не на человека.

Плюс, и установка тахографа требует одномоментно не меньше 30 тыс. рублей.

Без переходного периода с 1-го ноября рейды ГИБДД на дорогах обещают озолотить бюджет, а мастерские тем временем будут в авральном режиме обслуживать тех, кто до сих пор ездил без тахографа СКЗИ.

(Подробнее о том, что должно произойти с 1-го ноября, можно прочитать здесь — по этой ссылке.)

…И вот до 1-го ноября остается всего пару дней, а ни одно из описанных и необходимых событий так и не произошло.

Хотя мы всю прошлую неделю ждали новостей по теме…

А то, что на неделе все-таки случилось, обстоятельного обзора даже и не требует

Вкратце перечислим основные события. Если их, конечно, можно назвать громким словом «события»…

1. Полномочия по штрафам в деле весогабаритного контроля передадут от ГИБДД Ространснадзору и региональным Правительствам

На самом деле, вот эта вот новость совсем не новость. Мы об этом писали еще в марте.

Сейчас же такую перспективу в течение нескольких месяцев периодически анонсируют, но так и не принимают. Когда примут, тогда это действительно станет событием (хотя бы потому, что прежде Ространснадзор уже успел существенно ускорить регистрацию в «Платоне»).

Напомним, что именно хотят сделать. Ространснадзор будет контролировать соблюдение весовых и габаритных параметров транспортных средств на федеральных трассах, местные органы исполнительной власти — на региональных дорогах. ГИБДД от этой функции вообще освободят.

2. Нештрафуемый порог скорости могут снизить до 10 км/ч

Тоже ни разу не новость. Ее активно начали муссировать еще с декабря прошлого года. Сейчас к теме просто подключился Дмитрий Медведев: дал поручение ко 2-му декабря представить в Правительство доклад о том, насколько целесообразно подобное вообще вводить.

Впрочем, его вмешательство действительно может говорить о том, что перспектива штрафов за превышение скорости на 10 км/ч все ближе.

Но пока еще никакого решения однозначно не принято, и говорить, собственно, не о чем...

Идем дальше.

3. Штрафы за несвоевременную регистрацию автомобиля могут увеличить

Но на самом деле вряд ли. Потому что законопроект, внесенный в Государственную Думу и предлагающий такие меры, в ГИБДД не поддерживают.

Да и, в принципе, все такие вот «мелкие» изменения, если и будут вносить в КоАП, то только в его новую версию. Она сейчас как раз разрабатывается и, по планам, должна вступить в силу с 1-го января 2021-го года.

Если интересно, то законопроект предлагает увеличить штрафы за несвоевременную регистрацию автомобиля (на это дается 10 дней):

  • для граждан — с 1,5-2 тыс. до 5-10 тыс. рублей;
  • для должностных лиц — с 2-3,5 тыс. до 10-15 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — с 5-10 тыс. до 15-20 тыс. рублей.

Автор законопроекта считает, что действующие сейчас более низкие штрафы приводят к тому, что некоторые умышленно не спешат оформлять на себя автомобиль в базе ГИБДД. Поскольку именно по базе ГИБДД высчитывается транспортный налог и оформляются «письма счастья» за нарушения ПДД, а это значит, что приходить они будут прежнему владельцу.

4. За аккуратное вождение думают начислять бонусы

Когда именно, каким образом, что вообще будет считаться аккуратным вождением, как будут определять, что оно аккуратное, и пр., и пр., неизвестно.

Пока вице-премьер Максим Акимов просто сказал, что было бы неплохо предусмотреть какую-то систему поощрения водителей. Например, награждать их бонусами и давать возможность этими бонусами оплачивать штрафы (если у аккуратного водителя они все-таки появились…).

То есть: таким образом заинтересовывать водителей следовать Правилам дорожного движения, не «играть в шахматы» на дороге и т.п.

Инициатива, конечно, интересная, но будет смысл ее обсуждать тогда, когда появится хоть какая-то конкретика. Пока же — «сельскохозяйственным инструментом по химическому соединению водорода и кислорода»…

Лучше бы вот с тахогарфами окончательно и до 1-го ноября разобрались…