Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Хотя полис и может подорожать: Центробанк призывает ускорить реформу ОСАГО

7 ноября 2019 г.16:47

Центробанк призывает ускорить реформу ОСАГО

kremlin.ru

В Центробанке считают, что сейчас самое благоприятное время для того, чтобы провести второй этап реформы ОСАГО. Вместе с тем не только эксперты, но и депутаты опасаются, что предусмотренные ею изменения могут серьезно, чуть ли не до 80%, увеличить среднюю стоимость полиса. Именно из-за этого риска первое чтение законопроекта, закрепляющего положения реформы, ранее было отложено на месяц.

По оценке заместителя председателя Центробанка Владимира Чистюхина, ситуация на рынке ОСАГО уже почти год как является «очень стабильной», отличаясь «резким уменьшением проблем».

Такие выводы представителя Центробанка основываются на том, что количество жалоб на страховщиков за январь-сентябрь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 40%. Плюс, как отмечают в Банке России, в течение года несколько подешевел и полис ОСАГО: по данным ведомства, которые озвучила на заседании Совета Федерации глава Банка Эльвира Набиуллина, для владельцев легковых автомобилей средняя стоимость уменьшилась на 3,7%. При этом цены снизились в 63 регионах, где проживает около 74% населения страны.

Напомним: первым этапом реформы ОСАГО считается расширение тарифного коридора на 20% в обе стороны, детализация коэффициента стажа и возраста («сетка» теперь делится не на 4, а на 58 категорий) и закрепление за каждым водителем единого годового значения коэффициента бонус-малус. Последнее введено с 1-го апреля этого года, два первых положения действуют с 9-го января.

Перед запуском этих изменений эксперты также опасались, что они могут спровоцировать рост тарифов, а в Российском союзе автостраховщиков (РСА) и вовсе рассчитывали, что благодаря нововведениям сборы страховых компаний увеличатся на 5%.

Вместе с тем, несмотря на официальные цифры, свидетельствующие о стабильном в течение года снижении цены полиса, в мае крупные компании, такие как «Ингосстрах», «Росгосстрах» и «Альфастрахование», подняли тарифы в Москве на 11-14%.

Спокойная ситуация, сложившаяся сейчас на рынке ОСАГО, как считают в Центробанке, является оптимальным временем для того, чтобы запустить второй этап реформы. При этом эксперты, наоборот, опасаются, что как раз таки продолжение реформы это спокойствие и нарушит.

Ранее именно из-за таких опасений первое чтение законопроекта, который должен закрепить новые нормы в ОСАГО, было перенесено с 15-го октября на ноябрь. Не исключено, что к этому времени часть положений документа будет пересмотрена, а от некоторых вообще могут отказаться.

Напомним: второй этап реформы предусматривает, во-первых, поэтапную отмену коэффициентов мощности автомобиля и территории его преимущественного использования. Во-вторых, разрешает страховщикам учитывать при определении стоимости полиса стиль вождения страхователя и количество допущенных им нарушений ПДД. В-третьих, дает страховщикам право на 40% (впоследствии — на 30%) в обе стороны, как в меньшую, так и в большую, отклоняться от границ тарифного коридора. И в-четвертых, в 4 раза, с 500 тыс. до 2 млн. рублей, увеличивает максимальный размер выплат за ущерб, причиненный здоровью и жизни.

В окончательном варианте реформы в расчете стоимости полиса коэффициент территории преимущественного использования автомобиля все же может остаться, равно как и прежний лимит выплат в 500 тыс. рублей.

Эксперты и представители власти считают, что именно изменения этих двух норм и являются основными факторами риска.

Так, по оценкам «Единой России», только из-за отмены территориального коэффициента стоимость полиса для жителей небольших населенных пунктов может вырасти чуть ли не на 80%. Тот факт, что по этой причине полис действительно может подорожать, не отрицают и в Министерстве финансов, которое как раз таки и является автором второго этапа реформы.

Консультант отдела регулирования страховой деятельности департамента финансовой политики ведомства Дмитрий Рудь подтвердил, что влияние точно будет «довольно значительное», отметив, что сейчас почти треть полисов оформляются с понижающим (то есть уменьшающим конечную стоимость) территориальным коэффициентом.

Четырехкратное увеличение максимального размера выплат, в свою очередь, может привести к тому, что страховщики попытаются компенсировать потенциальный рост своих расходов повышением тарифной ставки, считают в «Единой России». Тем более что в соответствии с законопроектом при ее выборе они смогут серьезно отклоняться от границ тарифного коридора, установленного Центробанком.

В Государственной Думе также высказывались против той нормы, которая позволит учитывать стиль вождения клиента и количество допущенных им нарушений ПДД, подчеркивая, что в документе вообще не уточняется, как именно это может влиять на конечную стоимость.

Если для каждого действующего сейчас коэффициента установлена четкая «сетка» значений, то в отношении указанных факторов в законопроекте действительно какая-либо конкретика отсутствует. Там просто сказано, что страховщик может их учитывать. Но насколько серьезно уменьшится или, наоборот, увеличится при этом цена полиса, непонятно.

Сейчас законопроект находится на доработке. По планам, он должен вступить в силу аккурат с 1-го января нового года.

Целью реформы ОСАГО, по официальным заявлениям, является установление справедливой цены полиса для каждого клиента — зависящей главным образом от качеств страхователя, а не от технических характеристик автомобиля и др. «побочных» факторов.