Комитет Государственной Думы выступил против права страховщиков самим определять коэффициенты ОСАГО
25 сентября 2019 г.09:51
Государственная Дума РФ
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку выступает против передачи страховщикам возможности самостоятельно определять факторы, влияющие на стоимость полиса ОСАГО, и устанавливать свои коэффициенты к базовому тарифу. Об этом пишет ТАСС во вторник, 24-го сентября, со ссылкой на заключение ведомства по законопроекту.
Законопроект, в частности, предусматривает, что страховщики смогут применять базовый тариф ОСАГО в пределах установленного Центральным банком РФ коридора не только в зависимости от нормативно закрепленных коэффициентов, но и самостоятельно устанавливать такие факторы. Например, это могут быть неоднократные грубые нарушения правил дорожного движения, стиль вождения, если он фиксируется телематическим устройством, и «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда».
«Комитет считает, что установление в статье 9 Федерального закона открытого перечня указанных факторов, которые у каждого страховщика могут варьироваться в зависимости от его представлений и в конечном счете будут влиять на цену договора, не соответствует природе договора обязательного страхования. Все [его] содержательные элементы должны быть определены в Федеральном законе, а не отданы на усмотрение одной из сторон договора (даже если при их установлении страховщик будет ориентироваться на некий установленный Банком России перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов)», — говорится в проекте заключения.
При этом Комитет рекомендовал принять законопроект в первом чтении, которое пройдет 15-го октября 2019-го года, а все поправки обсудить ко второму.
Позиция Министерства финансов
Министерство финансов планирует отстаивать право страховщиков самим определять некоторые коэффициенты ОСАГО. «Это ключевая идея, основная, поэтому будем настаивать на том, чтобы [эта норма осталась]. Основный смысл этого закона — там много других важных вещей, но это один из основных, — что мы приступаем к поэтапной либерализации тарифов, о чем мы всегда говорили. Мы считаем, что к этому надо прийти», — сказал заместитель министра финансов Алексей Моисеев.
Ведомство также не считает возможным устанавливать закрытый перечень коэффициентов, которые страховщики смогут определять сами.
«Это как вы можете выбрать машину любого цвета при условии, что она черная. В этом-то и смысл, что страховые компании должны иметь возможность сами устанавливать в определенных пределах тарифы свои, исходя из того, что они лучше знают своих потребителей и лучше понимают, как устанавливать более сбалансированную стоимость», — отметил заместитиль министра.
«Тарифный коридор — это не норма закона, это решение Центрального банка. Я думаю, что Центральный банк перед принятием решения проведет консультации с сообществом (страховым – прим.)», — прокомментировал опасения страховщиков Алексей Моисеев.
Позиция Центрального банка России
Центральный банк России считает более правильным оставить в законопроекте норму об открытом перечне коэффициентов, которые страховщики смогут устанавливать самостоятельно. По словам заместителя председателя ведомства Владимира Чистюхина, открытый перечень «дает необходимую гибкость в индивидуализации тарифа».
«Одновременно с этим если по каким-то причинам члены комитета (Государственной Думы по финансовому рынку – прим.) не будут готовы принять эту позицию, мы будем рассматривать иную. Для меня очевидно, что если речь и пойдет о закрытом перечне, то он должен быть максимально широкий, чтобы обеспечить гибкость индивидуализации тарифов», — сказал он. По его словам, в этом случае в перечне должно быть порядка 30 коэффициентов.
На данный момент страховщики могут регулировать базовую ставку тарифа исходя из восьми четких коэффициентов, установленных Центральным банком России. В июле 2019-го года Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, который отменяет два из них: коэффициенты мощности автомобиля (с 1-го октября 2020-го года) и территории его преимущественного использования (с 1-го января 2020-го года).
Взамен, в соответствии с документом, страховщикам предложили самим определять коэффициенты ОСАГО: на цену полиса будет влиять стиль вождения и количество нарушений ПДД. Особенностью данного решения является то, что конкретной системы в выборе коэффициентов и их размерах нет.
Кроме того, у страховщиков также может появиться возможность увеличивать или уменьшать базовый тариф сначала на 40% (с 1-го января по 30-е сентября 2020-го года), а потом — на 30% (с 1-го октября 2020-го года) от границ коридора.