Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Чтобы не подорожало: лимит выплат по ОСАГО могут оставить прежним

22 октября 2019 г.10:40

Лимит выплат по ОСАГО могут оставить прежним

В расчете тарифа ОСАГО могут все-таки оставить коэффициент территории преимущественного использования автомобиля. Плюс, в конечном итоге могут также отказаться от четырехкратного (с 500 тыс. до 2 млн. рублей) увеличения лимита выплат по ущербу здоровью и жизни. Предложенные изначально меры по реформированию ОСАГО готовы изменить в свете того, что их принятие грозит значительным ростом стоимости полиса.

Напомним: в июле этого года Министерство финансов внесло на рассмотрение Государственной Думы законопроект, который, как подчеркивают в ведомстве, направлен на установление более индивидуализированных и справедливых тарифов в ОСАГО — зависящих в большей степени не от характеристик автомобиля, а от качеств водителя.

Для этого предлагают, во-первых, исключить с 1-го января 2020-го года из расчета тарифа коэффициент территории преимущественного использования автомобиля, а с 1-го октбря 2020-го года — коэффициент его мощности. Во-вторых, дать страховщикам право учитывать при определении стоимости полиса стиль вождения страхователя (резкость совершаемых им маневров и пр.) и количество допущенных им нарушений ПДД (за исключением тех, которые зафиксированы в автоматическом режиме). В-третьих, позволить страховщикам на 40% (а с 1-го октября 2020-го года — на 30%) отклоняться от границ тарифного коридора.

Плюс, довести выплаты за ущерб, причиненный здоровью и жизни, до того лимита, который установлен в сфере общественного транспорта, — с 500 тыс. до 2 млн. рублей.

Однако в Государственной Думе опасаются, что все эти нововведения могут привести к значительному росту стоимости ОСАГО.

Так, в «Единой России» считают, что только отмена территориального коэффициента рискует увеличить цену полиса для жителей небольших населенных пунктов чуть ли не на 80%.

Сейчас коэффициент территории преимущественного использования автомобиля для крупных городов, как правило, является повышающим, а для небольших населенных пунктов — понижающим: для Томска, например, — 1,6, а для Томской области — 0,9; для Брянска — 1,5, для Брянской области — 0,7...

В Министерстве финансов считают, что такая зависимость от местности изначально увеличивает стоимость полиса для водителя из областного центра, несмотря на то, что он может отличаться аккуратным вождением и «незапятнанной» аварийной историей. И наоборот, страхователь из маленького селения, как бы опасно он ни управлял автомобилем, все равно получит скидку только потому, что не зарегистрирован в большом городе.

С другой стороны, в городах, где трафик больше, больше и вероятность попасть в ДТП. Плюс, такой коэффициент в какой-то степени учитывает разность доходов, которая наблюдается от города к деревне, от Москвы к «остальной» России.

Таким же «социальным» можно назвать и коэффициент мощности автомобиля, который также собираются отменить: для владельцев мощных (и, как правило, более дорогих) автомобилей он дает надбавку к стоимости полиса, для владельцев малолитражек — скидку.

В «Единой России», кроме того, полагают, что повысить цену ОСАГО может и четырехкратное увеличение лимита выплат по ущербу жизни и здоровью, поскольку велик риск того, что страховщики постараются компенсировать рост своих расходов повышением тарифов.

«Скользким» в подготовленном варианте реформы является и норма, которая позволит учитывать при расчете стоимости полиса стиль вождения страхователя и количество допущенных им нарушений ПДД. В Комитете Государственной Думы по финансовому рынку ранее уже отмечали, что законопроект вообще не указывает, каким образом все эти факторы повлияют на тариф, в коэффициенты каких размеров выльются, в каких случаях будут применяться и пр.

То же самое говорят и в «Единой России»: непонятно, за чей счет будут устанавливать телематические устройства, будет ли каким-то образом отказ от их использования (в законопроекте прописано, что их установка — дело добровольное) отражаться на величине тарифа, как будут регулироваться скидки и надбавки и т.п.

Обилие всех этих спорных моментов привело к тому, что первое чтение документа, запланированное изначально на 15-е октября, было перенесено на ноябрь. При этом на 31-е октября в Совете Федерации назначены парламентские слушания, посвященные реформе ОСАГО, на 18-е ноября — в Государственной Думе.

Вместе с тем изданию «Коммерсантъ» стало известно, что законопроект уже сейчас, еще до парламентских обсуждений, готовы «переписывать».

Так, во избежание роста стоимости ОСАГО могут оставить прежним (в 500 тыс. рублей) лимит выплат по ущербу здоровью и жизни, не исключать из расчета коэффициент преимущественного использования автомобиля, а также запретить страховщикам устанавливать значительно разные тарифы для водителей из одной группы (по территории, возрасту и др.).

При этом, как следует полагать, от отмены коэффициента мощности автомобиля отказываться не собираются, равно как и от расчета цены полиса по стилю вождения, да и от индивидуализации тарифов в принципе.

В то же время пересмотр реформы ОСАГО может отложить ее запуск, запланированный изначально на 1-е января 2020-го года.