Главные новости недели: рост грузовых тарифов «РЖД», отказ от российских «зеленых карт» и поддержка Министерством промышленности и торговли приграничных перевозок с ЕС
30 мая 2022 г.12:35
commons.wikimedia.org
Правда, последнее пока еще не означает, что и в России грузовые перевозки с ЕС ограничат по примеру Беларуси. Но это решение, к слову, активно продавливается. Вот и в Министерстве промышленности и торговли РФ, где раньше выступали против ответных мер для перевозчиков из ЕС, сейчас уже изменили свое мнение.
Главное — чтобы приграничная инфраструктура выдержала
Приблизительно так на прошлой неделе заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, оценивая возможность того, ограничит ли Россия автомобильные грузовые перевозки с ЕС со своей стороны.
Почему это заявление важно? Во-первых, потому, что прежде Министерство промышленности и торговли было одним из тех ведомств, которые выступали против введения ответных мер.
То, что сейчас здесь изменили свое мнение, согласитесь, повышает шансы следования России по примеру Беларуси.
Во-вторых, совсем недавно рабочая делегация из представителей Министерства транспорта и АСМАП посетила приграничную зону с Латвией и Эстонией как раз таки для того, чтобы оценить готовность инфраструктуры.
И по результатам проверки в АСМАП заявили, что инфраструктура готова к внедрению схемы перецепки/перегрузки товаров на границе.
Таким образом, не исключено, что в скором времени Россия переймет в этом вопросе опыт Беларуси.
Напомним: в Беларуси в ответ на санкции ЕС, которые закрыли для белорусских перевозчиков въезд на территорию Евросоюза, приняли ответные меры, разрешив грузовым перевозчикам из ЕС въезжать только в приграничную зону для выполнения перецепки или перегрузки.
АСМАП тоже настаивает на таком решении, иначе российские перевозчики полностью теряют европейский рынок, а европейские перевозчики могут свободно диктовать на нем свои условия.
Через год российские «зеленые карты» перестанут принимать в Евросоюзе
Решение вступит в силу с 1-го июня 2023-го года. Оно будет обоюдным: российские «зеленые карты» не будут действовать на территории стран ЕС и Швейцарии, а «зеленые карты» Швейцарии и стран ЕС — на территории России.
Однако до 1-го июня 2023-го года международные страховые полисы автогражданской ответственности продолжают приниматься.
Зато с 1-го июня 2023-го года все страховые договоры утратят свою силу вне зависимости от того, на какой срок они изначально были заключены.
Автомобилистам, следующим в страны ЕС или в Швейцарию, придется приобретать их страховку непосредственно на границе.
Что касается других государств, которые входят в систему «Зеленая карта», то с ними взаимодействие продолжится.
С 1 сентября наконец-то начнется централизованный переход на электронные транспортные накладные
Поскольку именно с этого числа в России должны запустить государственную информационную систему электронных перевозочных документов.
Напомним: взаимодействие с государственной системой будет осуществляться через специальных операторов. Это они, получив допуск, предоставят свои платформы для оформления электронных транспортных документов. И они же будут передавать необходимые сведения в государственную систему.
С 1-го сентября 2022-го года как раз таки вступят в силу основные нормативно-правовые акты, регулирующие этот обмен.
При этом в начале этого года ФНС уже утвердила формат электронной транспортной накладной, а в Правилах дорожного движения появилось разрешение предоставлять для контроля перевозочные документы в электронном виде.
Весогабаритный контроль передадут Ространснадзору
Государственная Дума уже одобрила в трех чтениях такой законопроект. Решение, после того как закон будет принят окончательно, должно вступить в силу с 1-го января 2023-го года.
Это означает, что ГИБДД с 1-го января 2023-го года больше не сможет штрафовать перевозчиков за превышение весогабаритных параметров транспортных средств. Все полномочия на всех постах (автоматических, стационарных, передвижных) перейдут к Ространснадзору.
Что это изменит по сути? Скорее всего, приведет к усилению весогабаритного контроля. Поскольку у ГИБДД и так много функций, а у Ространснадзора благодаря менее широкой компетенции будет больше возможностей сфокусироваться на этом направлении.
Подобное, напомним, произошло в свое время (в 2018-м году) с «Платоном», когда администрирование в системе тоже отдали Ространснадзору, после чего количество штрафов за неоплаченный проезд по федеральным трассам возросло, а количество незарегистрированных в системе перевозчиков уменьшилось.
Перевозчиков не будут штрафовать за превышение массы до 10%
Это положение входит все в тот же недавно одобренный законопроект, о котором говорилось выше.
Причем это решение должно вступить в силу безотлагательно — сразу же после официального опубликования закона.
Если сейчас перевозчиков штрафуют за превышение массы или осевой нагрузки от 2%, то в скором времени к ответственности будут привлекать только если превышение составляет более 10%.
При этом требования к габаритному контролю останутся прежними: штрафы все так же будут начисляться за превышение высоты, ширины или длины транспортного средства до 10 см.
И немного о ситуации на границе с Грузией
На данный момент это направление, наверное, является самым напряженным на российском участке границы. Поскольку именно оно дает кратчайший выход на Турцию, в то время как здесь работает только один пункт пропуска — МАПП «Верхний Ларс», который, естественно, не справляется с возросшей нагрузкой.
Чтобы улучшить ситуацию, в пункте пропуска собираются значительно увеличить количество полос для транспорта: уже к июлю должны организовать 12 дополнительных полос, а концу этого года — открыть еще 12.
Таким образом, к концу года суммарное число полос для транспорта в МАПП «Верхний Ларс» достигнет 39, что почти в три раза больше, чем сейчас.
Грузия со своей стороны тоже принимает меры для снижения напряженности на границе. Так, в частности, там уже ввели «зеленый коридор» для грузовиков со скоропортящимися товарами: они могут проехать вне очереди.
Для этого достаточно предъявить патрульной полиции и службам на границе документы, подтверждающие характер груза.
И напоследок: с 1 июня подорожают железнодорожные грузовые перевозки
А именно: с 1-го июня 2022-го года тарифы на грузовые перевозки поднимут сразу на 11%. Решение уже утверждено Правительством РФ.
Повышение не затронет только импорт потребительских товаров и внутренние перевозки продовольствия и строительных материалов.
Кроме того, на три месяца, до конца лета, убирают понижающие коэффициенты на перевозки угля.
Считается, что это должно сократить дефицит инвестиционной программы РЖД и позволить ее реализовать.
Инвестиционная программа, кстати, направлена на повышение пропускной способности железной дороги в восточном направлении.