Министерство промышленности и торговли: Россия может ограничить въезд для перевозчиков из ЕС приграничной зоной, если к этому будет готова приграничная инфраструктура

26 мая 2022 г.09:37

Россия может ограничить въезд для перевозчиков из ЕС приграничной зоной

kremlin.ru

Россия может пойти по белорусскому сценарию и ограничить въезд для автомобильных грузоперевозчиков из ЕС только приграничной зоной для выполнения перегрузки или перецепки. Серьезных логистических проблем такое решение не должно вызвать, заявил журналистам министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. При этом, однако, он подчеркнул, что подобная схема может быть введена только после того, как будет четкое понимание, что к этому готова существующая приграничная инфраструктура.

«Такое решение (о введении запрета на въезд грузовиков из ЕС – прим.) может вступить в силу после того, как будет четкое понимание, что к нему готова приграничная инфраструктура и обеспечен беспрепятственный (без перецепки) провоз таких категорий, как гуманитарные грузы, фармацевтическая продукция и продовольствие», — отметили в Министерстве промышленности и торговли РФ (цитата по ТАСС).

По мнению главы ведомства, белорусский вариант организации автомобильных грузовых перевозок с ЕС, когда грузовик из Евросоюза может заехать только в приграничную зону для выполнения перегрузки или перецепки, не должен вызвать значительных логистических проблем. Правда, «серьезной необходимости в его реализации сейчас нет», добавил Денис Мантуров.

Вместе с тем он подчеркнул, что для части грузов, таких как продовольствие, медицинские и фармацевтические товары, гуманитарные грузы, запрет на ввоз в страну даже не рассматривается. Грузовики из ЕС с такой продукцией в любом случае смогут въезжать в страну и свободно осуществлять доставку до пункта назначения — без перецепки или перегрузки в приграничной зоне.

При этом стоит отметить, что до недавнего времени в Министерстве промышленности и торговли (а также в Министерстве сельского хозяйства и ФТС) не поддерживали введение запрета на въезд в грузовиков из ЕС. Еще на прошлой неделе Денис Мантуров в беседе с журналистами подчеркивал, что такая мера требует взвешенного решения.

В ведомстве, в частности, опасались, что ограничения для перевозчиков из ЕС сорвут поставки в страну продукции, которая не находится под санкциями, и вызовут значительное удорожание транспортных услуг.

Правда, вопрос о реализации такого варианта перевозок с ЕС все это время продолжал прорабатываться. Так, прошло несколько совещаний при Министерстве транспорта с представителями других профильных ведомств, бизнеса и отраслевых ассоциаций, в том числе с участием Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

Кроме этого, 12-го мая российская делегация посетила с рабочей поездкой Бресткую область Беларуси, где на примере таможенного терминала «Белтаможсервис-2» на границе с Польшей ознакомилась с практикой выполнения перегрузок и перецепок.

Затем, 19-20 мая, был организован выезд на участок российской границы с Латвией и Эстонией как раз таки для того, чтобы оценить возможности приграничной инфраструктуры, в том числе расположенных в приграничной зоне складов временного хранения (СВХ).

И, кстати, как рассказали по результатам проверки в АСМАП, этот выезд показал, что приграничная инфраструктура готова для реализации белорусского варианта грузовых перевозок с ЕС — с запретом на продвижение грузовиков из ЕС вглубь страны и выполнением перецепок или перегрузов в приграничной зоне.

Таким образом, если соотнести вывод о готовности приграничной инфраструктуры со словами главы Министерства промышленности и торговли РФ о том, что белорусский вариант может быть реализован именно с оглядкой на инфраструктуру, получается, что в России близки к тому, чтобы ограничить въезд для грузовиков из ЕС.

Напомним: с 9-го апреля российским и белорусским автомобильным грузоперевозчикам закрыли въезд на территорию Евросоюза, в том числе и для транзита. Через неделю, с 16-го апреля, Беларусь ввела ответные меры, разрешив перевозчикам из ЕС проезд только в приграничную зону для выполнения перецепки или перегрузки.

При этом для ряда грузов белорусская сторона предумотрела исключения, оставив для их доставки свободное перемещение по территории республики. К ним относятся гуманитарные грузы, лекарственные средства и медицинские изделия, автовозы, а также крупногабаритные грузы, но только при условии, если их технические характеристики или технологические особенности перевозки не позволяют выполнить перегрузку или перецепку в пути.