С 1 июня грузовые тарифы «РЖД» увеличатся на 11%

30 мая 2022 г.09:33

С 1 июня грузовые тарифы «РЖД» увеличатся на 11%

Калининградская железная дорога

С 1-го июня 2022-го года грузовые тарифы на железнодорожные перевозки увеличатся на 11%. Правительство РФ уже утвердило соответствующее решение. Дополнительная индексация, которую в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) называют разовой мерой, не затронет только импорт потребительских товаров и внутренние перевозки продовольствия и строительных материалов. Считается, что повышение тарифов сократит дефицит инвестиционной программы «РЖД» и позволит компании ее реализовать.

Итак, с 1-го июня грузовые тарифы «РЖД» увеличатся на 11%. Кроме того, на три месяца, до конца лета, отменяются понижающие коэффициенты на перевозку угля (коэффициент за дальность и коэффициент за экспорт угля на восток).

На самом деле такое решение обсуждалось еще с марта этого года: из-за роста инфляции и снижения грузопотока на фоне санкций возник дефицит инвестиционной программы «РЖД». При этом рассматривалось несколько вариантов индексации тарифов — от 1,4% до 11%. В итоге, остановились на сценарии, наиболее чувствительном для грузоотправителей.

По расчетам, повышение тарифов на 11% даст «РЖД» около 90 млрд. рублей дополнительных доходов. При этом дефицит инвестиционной программы оценивается в 290 млрд. рублей. Чтобы его сократить, помимо увеличения нагрузки на грузоотправителей, планируют также предоставить компании средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и отсрочку по уплате страховых взносов.

Как подчеркнули в ФАС, дополнительная индексация грузовых тарифов является разовой мерой. «Решение позволит в запланированном объеме реализовать инвестиционную программу ОАО «РЖД», включая проект по развитию Восточного полигона (направлен на увеличение пропускной способности железной дороги в восточном направлении – прим.), что поможет бизнесу выстроить логистические цепочки в восточном направлении», — уточнили в ведомстве.

При этом игроки рынка отмечают, что это решение было принято без должной дискуссии с грузоотправителями (по сути, их просто поставили перед фактом) и без необходимой временной адаптации, поскольку обычно на вступление в силу таких мер не дают всего лишь три дня.

Кроме того, как считают эксперты, рост тарифов все равно отразится и на перевозках продовольствия, строительных материалов и импортных товаров, несмотря на то что они входят в исключения, так как тарифы на порожний пробег тоже увеличиваются на 11%.