Власти Якутии рассчитывают, что к концу 2023 года проект строительства моста через Лену точно будет одобрен

4 мая 2023 г.14:13

Проект строительства моста через Лену будет одобрен к концу 2023 года

commons.wikimedia.org

Власти Якутии совместно с федеральными министерствами и ведомствами ищут технические решения для оптимизации строительства моста через Лену, что должно в том числе снизить стоимость проекта. Как рассказали в пресс-службе республиканского Министерства транспорта и дорожного хозяйства, накануне с этой же целью в регион с рабочей поездкой прибыл заместитель руководителя ФАУ «Главгосэкспертиза России» Михаил Каменских. В целом, ожидается, что положительное заключение по второму этапу строительства моста будет получено в III квартале текущего года.

Напомним: строительство моста через Лену в районе Якутска разделено на три этапа. Документация на первый этап, который предусматривает проведение подготовительных работ, была одобрена еще весной 2021-го года, а вот ожидание заключения на основной этап проекта (непосредственно на сам транспортный переход и подъездные пути к нему) затянулось.

Главным образом это связано с решением финансовых вопросов.

Так, изначально (в конце 2019-го года, когда проект моста был поддержан на уровне президента РФ) предполагалось, что на грант из федерального бюджета придется порядка 75% от стоимости проекта. Однако уже весной 2021-го года федеральные власти выдвинули условиеснизить долю этого гранта до 50%, а через несколько месяцев вице-премьер РФ Марат Хуснуллин вообще заявил, что из федерального бюджета на строительство моста должно быть выделено не более 30%.

Позже, правда, был достигнут компромисс по 50-процентному федеральному финансированию проекта. Вот только к этому времени на фоне введенных после 24-го февраля 2022-го года санкций стоимость моста значительно выросла.

Если в 2019-м году он оценивался в 83,4 млрд. рублей, то к концу 2022-го года подорожал практически в два раза. В связи с чем Правительство РФ потребовало оптимизировать технические решения проекта и снизить стоимость проекта хотя бы до 120 млрд. рублей.

В итоге, подготовленная уже к тому времени документация на второй этап работ (строительство правобережной части подходящих путей) была направлена на повторную экспертизу.

«За последний месяц проект Ленского моста дважды обсуждался на уровне заместителя председателя Правительства Российской Федерации Марата Хуснуллина, проведено совещание с руководством Минфина России, а также в конце апреля с рабочим визитом в Якутск приехал заместитель руководителя ФАУ «Главгосэкспертиза России» Михаил Каменских», — рассказали в пресс-службе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Якутии.

Там также уточнили, что в ходе визита в республику Михаила Каменских как раз таки была рассмотрена «оптимизация технических решений строительства Ленского моста». Так, в частности, по словам самого эксперта, для снижения стоимости транспортного перехода может быть изменена трассировка левобережных подъездных путей, оптимизирована транспортная схема доставки инертных материалов и пр.

Местные власти рассчитывают, что после внесения всех необходимых изменений в проект второго этапа уже к III кварталу текущего года будет получено соответствующее заключение Главгосэкспертизы, после чего специалисты наконец-то смогут приступить к непосредственному строительству моста.

При этом ранее сообщалось, что если такое строительство начнется в этом году, то оно будет завершено в 2027-м году.

Правда, остается еще третий этап работ — на левом берегу реки. Как можно предположить, данная документация еще не разрабатывалась.

Таким образом, мост через Лену, который изначально намеревались ввести в эксплуатацию в 2025-м году, будет готов только где-то к 2030-му году. Если, конечно, снова не возникнет финансовых или каких-либо еще проблем...

В то же время стоит подчеркнуть, что подготовительные работы к строительству транспортного перехода на данный момент идут полным ходом.

«На данный момент [находятся] в завершающей стадии работы подготовительного этапа, ведутся работы по переустройству сетей электроснабжения на правом берегу», — рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев.

В свою очередь, в пресс-службе регионального ведомства подчеркнули, что именно «разделение на этапы позволило начать [реализацию проекта] фактически на год раньше, до получения заключения Госэкспертизы по основному этапу».

Долгожданный мост через Лену

Вообще, проект строительства моста, который должен соединить значительную часть Якутии, в том числе и столицу республики, с основной сетью дорог и обеспечить тем самым круглогодичную наземную связь республики с другими регионами России, рассматривается уже десятилетиями.

В последний раз вплотную к реализации проекта подошли в начале 2010-х годов, однако после 2014-го года средства, которые планировались на Ленский мост, пошли на мост через Керченский пролив.

В конце 2019-го года проект по строительству транспортного перехода через Лену в Якутии был одобрен президентом РФ Владимиром Путиным. Предполагается, что мост пройдет в 30 км от Якутска — от села Старая Табага до села Хаптагай. Длина самого искусственного сооружения составит около 3 км, а общая протяженность подходов к нему — около 11 км.

Проезд по мосту будет платным, но только для грузовых автомобилей. В ценах 2025-го года тарифы в зависимости от вида транспортного средства должны были варьироваться от 944 до 2 018 рублей.