Мост через Лену в Якутии достроят только после 2027 года

19 января 2023 г.09:00

Мост через Лену в Якутии достроят только после 2027 года

Якутск, который из-за отсутствия моста через Лену не имеет постоянной наземной связи с т.н. «большой землей»/Фото: commons.wikimedia.org

Мост через Лену в Якутии, который в свое время рассчитывали открыть для движения в 2025-м году, достроят только после 2027-го года, следует со слов министра транспорта и дорожного хозяйства республики Владимира Сивцева. Вернее, на 2027-й год намечено завершение работ лишь на правом берегу реки. И то при условии, если строительство начнется не позже 2023-го года.

«По первому этапу на левом берегу [реки Лены] практически вся инфраструктура перенесена, переобустроена. … В I квартале завершатся работы на той (правой – прим.) стороне по переустройству электроопор. Мы зашли повторно в Главгосэкспертизу с экспертным сопровождением и во II квартале ожидаем получения положительного заключения. … Ожидаемые сроки: мы примерно планируем  [завершить второй этап работ] в 2027-м [году] с учетом начала строительства в этом году», — рассказал Владимир Сивцев в ходе отчета об итогах работы регионального министерства за 2022-й год.

Таким образом, согласно данным презентации, завершение первого этапа строительства моста через Лену намечено на I квартал 2023-го года, а второго этапа — на IV квартал 2027-го года. Сроки для третьего этапа пока не указаны.

Напомним: в первый этап входят работы по подготовке территории, выносу и переустройству инженерных коммуникаций. Второй этап предусматривает строительство правобережной части подходящих к мосту путей, а третий этап — строительство на левом берегу.

При этом на данный момент второй и третий этапы еще не прошли госэкспертизу. Правда, на второй этап заключение рассчитывают получить в I-II кварталах этого года.

Вообще, к реализации проекта, можно сказать, приступили еще в конце 2019-го года, когда решение было поддержано президентом РФ Владимиром Путиным. В соответствии с представленной тогда схемой на финансирование из федерального бюджета приходилось 75% от стоимости работ, а сам мост должны были открыть для движения уже в 2025-м году.

Однако затем федеральные власти начали требовать увеличения доли гранта из регионального бюджета (по последним данным, достигнуто соглашение о 50-процентном федеральном финансировании), а на фоне санкций в прошлом году цена проекта выросла более чем в два раза. В связи с последним, кстати, и понадобилось повторное прохождение Главгосэкспертизы, поскольку региону была поставлена задача вписать проектные решения в стоимость не выше 120 млрд. рублей (изначально, в 2019-м году, мост оценивался в 83,4 млрд. рублей вместе с НДС).

Сам же мост является критически важным для Якутии: он должен наконец-то соединить с основной сетью дорог столицу республики и тем самым обеспечить Якутску круглогодичное наземное сообщение с т.н. «большой землей».

Его строительство обсуждается уже на протяжении нескольких десятилетий, еще со времен Советского Союза. В последний раз проект планировали реализовать в начале 2010-х годов, однако тогда он был заморожен, а предусмотренные на него средства пошли на строительство Крымского моста.