Цены на бензин за год выросли, в среднем, на 3%

25 декабря 2019 г.14:14

Цены на бензин за год выросли, в среднем, на 3%

pxhere.com

Ситуация с ценами на топливо по итогам года на внутреннем рынке, в целом, благоприятная. Об этом, как отмечает ТАСС, заявил вице-премьер Дмитрий Козак в интервью телеканалу «Россия-24». По его данным, в 2019-м году бензин подорожал, в среднем, на 3%, дизельное топливо — на 3,5%.

«Цены на бензин по стране, в среднем, выросли на 3%, на дизельное топливо — на 3,5%», — сказал чиновник, подчеркнув, что по итогам года наблюдается вполне благоприятная ситуация на внутреннем рынке.

Дмитрий Козак добавил, что и в следующем году нет оснований опасаться значительного роста цен на топливо. «Правительство уверено в надежности выработанных механизмов, я думаю, что нет никаких оснований для того, чтобы опасаться [роста цен на топливо]», — сказал вице-премьер.

Что будет с ценами на нефть

Вместе с тем Дмитрий Козак отметил, что существует риск снижения цен на нефть, однако, по его словам, у России на этот случай есть запас прочности и накопленные резервы.

На данный момент порядка 40% поступлений в бюджет обеспечивает нефтегазовая отрасль.

«Я думаю, что наше сотрудничество с ОПЕК позволит балансировать [цены на нефть]. Опасения, что цены могут снизиться, есть, но у нас есть запас прочности, есть накопленные резервы, есть понимание, при каких ценах на нефть российская добыча остается рентабельной. Паники ни в Правительстве, ни у нефтяных компаний нет», — подчеркнул Дмитрий Козак.

Ранее министр финансов Антон Силуанов заявлял, что России хватит накопленных резервов для того, чтобы исполнять бюджетные обязательства в течение трех лет в случае падения цен на нефть до 25-30 долларов за баррель.

Согласно действующему бюджетному правилу, дополнительные доходы казны от продажи нефти сверх базовой цены (в 2019-м году — около 41,6 доллара за баррель) направляются в Фонд национального благосостояния.

Высокие цены на нефть тоже плохо

При этом значительное повышение цен на нефть на мировом рынке может вызвать рост цен на топливо на внутреннем. Именно это обстоятельство не в последнюю очередь запустило прошлогодний топливный кризис: компании начали увеличивать поставки за рубеж в ущерб отечественному потребителю.

После нескольких попыток решить проблему в ноябре прошлого года Правительство заключило с нефтяниками соглашение о «заморозке» мелкооптовых цен на топливо. Одновременно с начала этого года в рамках «налогового маневра» был введен демпфирующий механизм, который предусматривает компенсацию компаниям части доходов, которые они недополучили, отказавшись от доли экспорта.

В июле действие «заморозки» закончилось, одновременно была изменена формула демпфирующего механизма: в первом квартале года он не сработал должным образом — нефтяники понесли существенные убытки.

Благодаря принятым мерам на данный момент ситуация на топливном рынке действительно остается стабильной, однако эксперты отмечают, что при росте цен на нефть (выше 80 долларов за баррель) компании, несмотря на существующие компенсации, смогут опять попытаться увеличить экспорт, что снова отрицательно скажется на внутреннем топливном рынке. Тем более что по условиям «налогового маневра» экспортная пошлина будет снижаться и к 2024-му году станет равной нулю, в то время как акцизы будут только повышаться.

В Министерстве энергетики это мнение разделяют, не исключая, что при росте цен на нефть свыше 90 долларов за баррель демпфирующий механизм придется снова дорабатывать.