Тенденция недели: Россия «прорубает» новые выходы в Китай
20 октября 2025 г.09:00

Пресс-служба ФГКУ «Росгранстрой»
Буквально на днях между Россией и Китаем запустили новый пункт пропуска — «Лесозаводск» (в Приморском крае). В начале следующего года возобновит работу смешанный переход «Джалинда» (в Амурской области), а к концу года обещается наконец-то увеличение транспортного потока по новому автомобильному мосту между двумя странами «Благовещенск-Хэйхэ». То есть тенденция налицо: на китайском направлении, которое теперь является не то что приоритетным, а самым приоритетным для российской логистики, активно открываются новые пункты пропуска, чтобы в должной мере поддержать увеличившийся грузовой поток и снять нагрузку с других переходов. При этом не стоит забывать, что уже идет строительство нового полноценного пункта пропуска в Хабаровском крае, а в районе нового железнодорожного моста «Нижнеленинское-Тунцзян» в ЕАО планируют построить еще и автомобильный переход. Плюс, кстати, еще и в Забайкальском крае рассматривают проект по запуску железнодорожного сообщения с Китаем через реку Аргунь в районе Приаргунска.
Пункт пропуска «Лесозаводск»
Пункт пропуска «Лесозаводск» в Приморском крае, который является смешанным (летом перевозки осуществляются на паромах, зимой — по ледовой переправе), запустили с 10-го октября этого года.
Он, правда, главным образом призван обслуживать грузовые потоки в рамках проекта по строительству подводного участка газопровода через реку Уссури и, не исключено, будет временным.
Однако нигде не сказано, что другие грузы к перевозке через этот переход не принимаются, а строительство участка газопровода продолжится как минимум до 2027-го года.
То есть: до 2027-го года у перевозчиков есть еще один альтернативный выход в Китай. А к 2027-му году в эксплуатацию уже введут новые полноценные пункты пропуска между двумя странами.
Пункт пропуска «Джалинда»
На самом деле пункт пропуска «Джалинда» в Амурской области (тоже, кстати, смешанный) ранее уже функционировал, однако в 2005-м году его закрыли из-за низкого грузового потока.
Сейчас же транспортный переход планируют расконсервировать, причем первые перевозки через него обещают запустить уже в I квартале следующего года.
Причем, что важно, в отличие от пункта пропуска «Лесозаводск», «Джалинда» точно не будет временным. Наоборот, в ближайшие несколько лет здесь планируют построить железнодорожный мост «Джалинда-Мохэ», а по последним данным — даже совмещенный автомобильно-железнодорожный мост.
То есть: где-то к 2030-му году через этот участок границы смогут проходить грузовые потоки как на автомобильном, так и на железнодорожном транспорте.
Основной выгодоприобретатель от запуска нового транспортного перехода — Якутия, которая таким образом получает кратчайший путь к границе с Китаем. Однако, естественно, никто не запрещает использовать пункт пропуска и перевозчикам из других регионов России.
Пункт пропуска «Кани-Курган»
Вообще, МАПП «Кани-Курган» в Амурской области, который обслуживает новый автомобильный мост между Россией и Китаем «Благовещенск-Хэйхэ», работает еще с июня 2022-го года (собственно, с того времени, когда и запустили движение по новому мосту).
Однако из-за того что с российской стороны он недостроен, он функционирует по временной схеме. А это значит, что пункт пропуска может принимать транспорт в ограниченном количестве: по грузовикам — 190 в сутки вместо 630, по автобусам — 16 рейсов в день вместо 164, а легковые машины (в проектном количестве в 68 транспортных средств в день) в принципе пока не могут проезжать через этот транспортный переход.
И хотя запустить полноценный МАПП «Кани-Курган» обещают уже который год, сейчас строительные работы, кажется, действительно близки к завершению. По крайней мере, готовность пункта пропуска в настоящее время оценивается в 82%, а несколько месяцев назад сообщалось, что полностью ввести его в эксплуатацию намерены до конца 2025-го года.
Таким образом, хотя бы на протяжении 2026-го года (не говорим даже про самое начало года) должен настать тот момент, когда по мосту «Благовещенск-Хэйхэ» пойдет увеличенный транспортный поток и перевозчики смогут куда активнее использовать участок границы через МАПП «Кани-Курган».
И вкратце о других пунктах пропуска
• Строительство нового пункта пропуска на Большом Уссурийском острове в Хабаровском крае уже началось как с китайской, так и с российской стороны (с китайской, правда, активнее: с российской стороны пока все больше заняты возведением насыпи для неподтопления будущего пограничного перехода и прокладкой подъездной дороги).
В полноценную эксплуатацию пункт пропуска обещают ввести в 2027-м году, однако уже в следующем году здесь могут запустить перевозки по временной схеме. Единственное, предполагается, что по временной схеме в этот раз будут обслуживать не грузовой, а туристический поток.
• На данный момент в районе села Нижнеленинское в Еврейской автомной области (ЕАО) функционируют два пункта пропуска на границе с Китаем — смешанный и железнодорожный.
Железнодорожный был открыт в ноябре 2022-го года, когда в эксплуатацию ввели железнодорожный мост между двумя странами «Нижнеленинское-Тунцзян».
Сейчас же рядом с этим мостом планируют построить еще и автомобильный переход. Причем, как недавно стало известно, предварительный проект такого автомобильного трансграничного моста и потенциальный инвестор для него уже есть.
• С возможным пунктом пропуска в районе Приаргунска в Забайкальском крае пока не все так ясно. Но!
Еще в 2022-м году в «РЖД» заявляли о своих планах создать на этом участке границы новый транспортный переход, а в сентябре этого года в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) у Правительства Забайкальского края были достигнуты договоренности с «Корпорацией Мосстройтранс» о строительстве железнодорожного моста через реку Аргунь, моста через реку Урулонгуй, подъездных железнодорожных линий, контрольно-пропускных пунктов и досмотровых площадок для грузов.
Содержание этих договоренностей как бы намекает, что речь действительно идет о новом железнодорожном пункте пропуска между Россией и Китаем.
...
Желаем всем хороших новостей! Продолжайте следить вместе с нами за последними тенденциями в мире логистики!