Новый пункт пропуска на границе с Китаем на Большом Уссурийском острове сразу откроют для пассажиров, а только потом — для грузов
4 сентября 2025 г.17:58

Пресс-служба Правительства Хабаровского края
Как рассказал в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ) глава Хабаровского края Дмитрий Демешин, новый пункт пропуска на границе с Китаем на Большом Уссурийском острове могут открыть раньше, чем полностью завершится его строительство. Правда, на первом этапе по временной схеме обеспечат пропусков пассажиров, а только потом — провоз грузов. Что интересно, с новым пунктом пропуска «Кани-Курган» в районе автомобильного моста «Благовещенск-Хэйхэ» было ровно наоборот. С открытием моста через границу запустили грузовое движение, а прием пассажиров откладывали на протяжении 2,5 лет, объясняя это как раз таки тем, что работа пограничного перехода организована по временной схеме, а для пассажирского сообщения требуется полноценный пункт пропуска.
«Китайская сторона в текущем году планирует закончить сдачу пассажирской части погранперехода [на Большом Уссурийском острове], а в 2026-м — грузовой. Мы понимаем, что не закончим полностью погранпереход до 2027-го года, но, чтобы догнать наших друзей из Китая, мы планируем временную схему организации пассажирского перехода. Без строительства», — отметил Дмитрий Демешин на сессии «Остров возможностей: новый этап развития Большого Уссурийского».
При этом он подчеркнул, что по временной схеме будет организован именно пропуск туристов. Полностью же работы по строительству нового пункта пропуска должны завершить в 2027-м году.
Одновременно глава российского региона уточнил, что на данный момент на острове уже выполнена насыпь под будущий пограничный переход, продолжается также строительство подъездной дороги к границе (она будет готова к концу 2026-го года).
Возведение же самого пункта пропуска задерживается из-за того, что «Росгранстрой» только к следующему году планирует завершить его проектирование.
«Нас не устраивают эти сроки и мы поднимаем вопрос перед «Росгранстроем», чтобы они ускоряли именно проектирование, … заходили в активную фазу строительства», — добавил Дмитрий Демешин.
Напомним: решение о строительстве еще одного пункта пропуска между Россией и Китаем (на Большом Уссурийском острове) было принято в мае прошлого года во время визита президента РФ Владимира Путина в Пекин. Уже осенью того же года Китай приступил к работам на своей стороне, в то время как в России только весной этого года были заключены контракты на возведение насыпи на острове и на прокладку подъездной дороги.
В целом, по проекту, новый пункт пропуска сможет принимать до 250 грузовиков, до 50 автобусов и до 100 легковых автомобилей в день, его общегодовой грузооборот составит 1,3 млн. тонн, а пассажиропоток — 1 млн. человек.
При этом в районе пункта пропуска будут созданы индустриальные парки, туристические кластеры и выстовочные площадки, что, как ожидается, будет содействовать активизации грузового и пассажирского движения через этот участок границы, несмотря на то что он находится на отдалении от европейской части России и других регионов страны.
Отметим также, что пункт пропуска на Большом Уссурийском острове, станет уже вторым новым пограничным переходом, возведенным между Россией и Китаем за последние годы.
Так, в июне 2022-го года вместе с открытием моста «Благовещенск-Хэйхэ» заработал МАПП «Кани-Курган» (Амурская область).
Правда, в отличие от будущего автомобильного перехода в Хабаровском крае, он первые 2,5 года пропускал только грузовой транспорт. Лишь в декабре прошлого года, с окончанием пассажирского терминала, здесь запустили рейсовые автобусы. При этом задержки в открытии пассажирского сообщения объясняли именно тем, что МАПП «Кани-Курган» функционирует по временной схеме.
Кстати, что интересно, пункт пропуска именно из-за временной схемы до сих пор не принимает легковой транспорт, да и в принципе работает в ограниченном режиме (например, вместо запланированных проектом 630 грузовиков обслуживает только около 190 автомобилей в день).
Открыть полноценный МАПП «Кани-Курган» обещают лишь к концу текущего года.