Новые пути в Китай и модернизация приграничной инфраструктуры: «РЖД» планируют создать новый пункт пропуска на границе с Китаем

7 сентября 2022 г.09:37

«РЖД» планируют создать новый пункт пропуска на границе с Китаем

commons.wikimedia.org

«Российские железные дороги» (РЖД) планируют создать новый железнодорожный пункт пропуска через Приаргунск в Забайкальском крае. Такую возможность, как отмечает ТАСС, в рамках рабочей встречи на Восточном экономическом форуме во Владивостоке обсудили глава компании Олег Белозеров и губернатор региона Александр Осипов. Это обеспечит выход на Транссибирскую магистраль (Транссиб) приграничных провинций Китая Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян.

«Среди перспективных проектов — создание нового железнодорожного погранперехода через Приаргунск, который даст выход к Транссибу приграничным провинциям Китая Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян. Со стороны КНР для этого планируется строительство соединительной линии длиной 192 км», — говорится в сообщении «РЖД».

Кроме того, в компании отметили, что после снятия Китаем ковидных ограничений, чтобы увеличить грузооборот, планируется модернизация инфраструктуры пограничного перехода «Забайкальск/Маньчжурия». Одновременно рассматривается возможность использования пункта пропуска «Соловьевск/Эрэнцав» для примыкания к железнодорожной сети Монголии, благодаря чему можно будет организовать еще один канал транзита в Китай.

Модернизация пунктов пропуска на границе с Китаем

При этом в Дальневосточной и Забайкальской железных дорогах (филиалы «РЖД») ТАСС также сообщили, что в течение 2022-2023 годов, помимо пункта пропуска «Забайкальск/Маньчжурия», будут модернизированы еще два объекта — пограничный переход «Гродеково/Суйфэньхэ» в Приморском крае и станция «Камышовая» в Амурской области.

Так, для увеличения провозной способности участка «Гродеково-Суйфэньхэ» на станции «Гродеково» выполняются работы по удлинению двух существующих путей и строительству еще двух дополнительных, что позволит формировать длинносоставные поезда.

Ожидается, что с завершением реконструкции длина состава увеличиться до 71 условного вагона, а максимальный вес поезда — с 3,6 тыс. до 5,2 тыс. тонн. В результате, к 2024-му году провозная способность участка «Гродеково-Суйфэньхэ» может вырасти с 11,2 млн. до 17,7 млн. тонн грузов в год.

В свою очередь, на пограничном переходе «Камышовая/Хуньчунь» реализуется проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры «Махалино – Камышовая – государственная граница с КНР»».

Так, на станции «Камышовая» уже закончены работы по укладке дополнительных путей, а также проведена реконструкция 16 км пути колеи российского стандарта (1 520 мм) на перегоне до границы. На втором и третьем этапах проекта будут построены здания для государственных контрольных органов, а также уложены пути колеи китайского стандарта (1 435 мм) со строительством приемо-отправочного парка.

Планируется также, что в сентябре местный пункт пропуска перейдет на круглосуточный режим работы, что вместе с модернизацией инфраструктуры увеличит пропускную способность участка до 8 млн. тонн в год.

Новые объекты

Вместе с тем в Дальневосточной железной дороге отметили, что компания уже завершила комплекс необходимых работ по организации пограничного перехода в районе нового железнодорожного моста «Нижнеленинское-Тунцзян» в Еврейской автономной области.

Напомним: официальная церемония окончания строительства моста состоялась еще в конце апреля, однако дата запуска движения по нему пока неизвестна, поскольку ожидается соответствующее решение от китайской стороны.

Сейчас на начальной стадии рассмотрения находятся также проекты по строительству железнодорожных пограничных переходов, которые будут обслуживать будущие железнодорожные мосты «Джалинда-Мохэ» и «Благовещенск-Хэйхэ» в Амурской области. Правда, пока варианты возведения этих искусственных сооружений только обсуждаются.

Так, в ходе Восточного экономического форума глава Амурской области Василий Орлов предложил построить железнодорожный мост «Джалинда-Мохэ» с помощью механизма государственно-частного партнерства.

Он уточнил, что транспортный переход может быть создан на базе закрытого на данный момент пути необщего пользования «Сковородино-Рейново» длиной 68 км, примыкающего к железнодорожной станции «Сковородино». В свою очередь, в «РЖД» отметили, что по итогам встречи с главой региона на полях форума было решено создать рабочую группу, в том числе для проработки проекта моста «Джалинда-Мохэ» с китайской стороной.

При этом власти Амурской области в ходе форума уже подписали соглашение с Правительством Якутии о сотрудничестве в реализации проекта по строительству нового железнодорожного моста в Китай.

Как подчеркнул глава республики Айсен Николаев, мост «Джалинда-Мохэ» с дополнительным участком железнодорожных путей позволит увеличить вывоз грузов из южных районов Якутии до 10 млн. тонн в год.

Однако пока грузооборот падает

Как следует из данных Дальневосточной и Забайкальской железных дорог, модернизация приграничной инфраструктуры на Дальнем Востоке пока ведется на фоне снижения грузооборота между Россией и Китаем, что стало результатом пандемии коронавируса и последующих ограничений.

«Рекордный грузооборот в размере 12,7 млн. тонн был достигнут по итогам 2019-го года. … В 2020-м году произошло снижение грузооборота на 5,5% к 2019-му году, в 2021-м году снижение к прошлому году составило 8,3%, а по итогам работы за шесть месяцев 2022-го года общий грузооборот железнодорожных пунктов пропуска в сообщении между Россией и Китаем составил 5,9 млн. тонн, что ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 0,9%», — рассказали в управлении Дальневосточной железной дороги.

Правда, на отдельных пунктах грузовые потоки, напротив, растут. Например, на пограничном переходе «Камышовая/Хуньчунь» за шесть месяцев грузооборот достиг 1,9 млн. тонн, что выше показателя 2021-го года на 9,8%. В частности, перевозки из России в Китай увеличились на 8%, а в обратном направлении — в 5,8 раза.

При этом в Забайкальской железной дороге отметили, что особенно сильно ограничения повлияли на российский экспорт, поскольку в последнее время они касались именно запрета на ввоз грузов в Китай.

Так, с декабря 2021-го года до середины января в Китае приостанавливали прием всех неконтейнерных грузов, в том числе леса, угля, руды, удобрений, целлюлозы, неметаллических руд, сельскохозяйственных грузов. На переходе «Забайкальск/Маньчжурия» до сих пор сохраняются ограничения на тарно-штучный груз.

Вместе с тем на фоне снижения объемов экспорта в КНР лесных грузов, удобрений и грузов в контейнерах наблюдается рост поставок руды и угля, подчеркнули в филиале «РЖД».