Каким же все-таки образом литовские грузовики будут выезжать из Беларуси?

7 ноября 2025 г.14:43

Каким же все-таки образом литовские грузовики будут выезжать из Беларуси?

Государственный пограничный комитет Республики Беларусь

Вопрос с возвращением литовских перевозчиков с территории Беларуси домой пока окончательно не решен. При этом, по оценкам белорусской стороны, в РБ сейчас находится около 5 тыс. грузовых транспортных средств, зарегистрированных в Литве. Правительство Литвы уже обратилось за содействием в организации выезда к белорусским службам. В МИД Беларуси получение такого запроса подтвердили, однако при этом подчеркнули, что решение о закрытии автомобильных пунктов пропуска было принято по инициативе Литвы без предварительного предупреждения и без просчета последствий для самих же граждан балтийской республики.

Напомним: Литва действительно в одностороннем порядке без каких-либо уведомлений и объявлений закрыла границу с Беларусью поздно вечером 26-го октября и лишь через три дня, 29-го октября, это решение было официально подтверждено на заседании Правительства балтийской республики.

В течение трех дней пропуск транспорта частично возобновился только через переход «Каменный Лог/Мядининкай», да и то в основном по легковому направлению — для возвращения домой граждан Литвы.

В свою очередь, второй пункт пропуска — «Бенякони/Шальчининкай» — оставался и остается полностью закрытым, хотя в электронной очереди возле него на территории Беларуси числится 410 грузовиков.

Возле «Каменного Лога» сейчас стоит 670 грузовых автомобилей. Правда, пропуск грузового транспорта через этот переход, хотя и в существенно ограниченном количестве, но все-таки осуществляется.

Так, например, по словам вице-президента Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы (Linava) Олега Тарасова, за последние сутки через «Каменный Лог» в Литву заехало 218 фур.

Всего же, по оценкам белорусской стороны, на территории РБ сейчас находится порядка 5 тыс. грузовых транспортных средств, зарегистрированных в Литве. Эту информацию подтверждают и в ассоциации Linava, уточняя, что 2 тыс. — это грузовики и тягачи, 3 тыс. — прицепы и полуприцепы.

Ситуация усложняется тем, что заехать назад в Литву все эти транспортные средства могут только непосредственно через белорусско-литовский участок границы, поскольку в ответ на решение балтийской республики закрыть пункты пропуска до конца ноября белорусские власти запретили литовским перевозчикам выезжать через Польшу или Латвию.

Комментируя это решение, в Государственном таможенном комитете РБ подчеркивали, что пропуск собственных перевозчиков через национальную границу — это в принципе прямая обязанность литовских служб.

Однако сейчас, как говорят с литовской стороны, Беларусь даже ужесточила введенные ограничения: вернуться в Литву перевозчики могут только через тот пункт пропуска, через который въезжали на территорию РБ.

Таким образом, литовские грузовики, заехавшие через переход «Бенякони/Шальчининкай», должны через него и возвращаться домой, в то время как он полностью закрыт (в отличие от перехода «Каменный Лог/Мядининкай», где еще осуществляется пропуск лиц, входящих в исключения).

К таким исключения, напомним, относятся дипломаты или лица, перевозящие дипломатическую почту, граждане Литвы, возвращающиеся домой, граждане стран ЕС и НАТО, а также граждане Украины, граждане России, которые перемещаются в рамках т.н. «калининградского транзита».

Литовские перевозчики уже неоднократно обращались к своему Правительству с просьбой решить сложившуюся проблему. В частности, они отмечают, что помимо того, что они в принципе до конца ноября не смогуть выполнять перевозки на маршруте «Беларусь-ЕС», каждый день просрочки с возвращением домой несет дополнительные расходы.

По словам Олега Тарасова, стоянка одного грузовика за неделю обходится приблизительно в 1 тыс. евро. «Если речь идет о пяти тысячах застрявших грузовиков, то перевозчики уже заплатили за эту неделю в белорусский бюджет где-то около 5 млн. евро», — подчеркивает он.

В свою очередь, Правительство Литвы обратилось к белорусской стороне за содействием в возвращении литовских перевозчиков домой. В МИД РБ эту информацию частично подтвердили.

«Действительно, соответствующее обращение, если его можно назвать официальным обращением в адрес Минска, направлено руководству Лидского погранотряда», — говорится на сайте белорусского ведомства.

Однако одновременно в заявлении отмечается, что это не Беларусь несет ответственность за негативные последствия решения, принятого литовским Правительством в одностороннем порядке.

«Более того, мы, со своей стороны, настоятельно призываем литовские власти отменить свое решение и возобновить нормальное функционирование погранпереходов для граждан, транспортных средств и грузов. Этого простого и логичного решения Вильнюса с нетерпением ожидают тысячи граждан обоих государств и ЕС в целом. Им нужно такое решение, которое будет иметь устойчивый и предсказуемый характер. О принятии каких-либо избирательных мер не может быть и речи», — подытоживают в МИД РБ.

Таким образом, до сих пор остается непонятным, каким образом все литовские перевозчики в короткие сроки смогут вернуться домой. Предполагается, что Литва все-таки откроет для них и пункт пропуска «Бенякони/Шальчининкай», но пока неясно, возобновит ли Беларусь избирательное обслуживание транспортных средств в этом переходе...