Мост «Благовещенск-Хэйхэ» на границе Китая и Амурской области, наконец-то, открыли для движения

10 июня 2022 г.09:35

Мост «Благовещенск-Хэйхэ» на границе с Китаем открыли для движения

Пресс-служба правительства Амурской области

В пятницу, 10-го июня, состоялась торжественная церемония в честь открытия трансграничного мостового перехода между российским Благовещенском и китайским Хэйхэ. Первые восемь российских грузовиков уже отправились по мосту в Китай, с китайской стороны тоже прибыли восемь грузовых автомобилей. Однако на полноценный режим работы трансграничный переход переведут только с завтрашнего дня, с 11-го июня.

Напомним: строительство автомобильного моста «Благовещенск-Хэйхэ», соединяющего Амурскую область с китайской провинцией Хэйлунцзян, началось в 2016-м году и завершилось через три года, в 2019-м году. Изначально планировалось, что трансграничный транспортный переход откроют для движения в апреле 2020-го года, однако из-за ситуации с распространением коронавирусной инфекции, а также, как следует полагать, из-за задержек по возведению временного пункта пропуска сроки ввода моста в эксплуатацию затянулись.

На самом деле, сами по себе коронавирусные ограничения не могли задержать открытие моста, поскольку они распространялись только на пассажирское сообщение, в то время как сразу и предполагалось, что первыми по мосту смогут проезжать только грузовики. Движение легковых автомобилей и автобусов станет возможным после запуска постоянного пункта пропуска, который намечен на конец текущего года.

Сам мост «Благовещенск-Хэйхэ» имеет протяженность 1 080 метров: российская и китайская сторона построили ровно по 540 метров. Однако в целом на территорию Амурской области пришелся больший объем работ — 13 км подъездных путей, в том числе мост через Каникурганскую протоку длиной 278 метров.

При этом протяженность подъездной дороги в провинции Хэйлунцзян составляет 6 км.

Строительство трансграничного моста велось по концессионной модели, полностью без бюджетных средств. Для этого была создана совместная концессионная российско-китайская компания, концедентами которой являются Правительство Амурской области и Народное правительство провинции Хэйлунцзян.

По расчетам, инвестиции, вложенные в проект, должны окупиться в течение 16 лет.

Как следствие, проезд по мосту будет платным. Осенью прошлого года Правительство Амурской области установило максимальный тариф за проезд по российской части транспортного перехода — 9 540 рублей. В декабре свой размер максимально допустимой оплаты назвали с китайской стороны — до 9 250 рублей.

Как уточнил после официальной церемонии губернатор Амурской области Василий Орлов, средняя стоимость проезда по мосту между Благовещенском и Хэйхэ составит 8,7 тыс. рублей. Однако конкретная цена будет зависеть от категории и габаритов транспортного средства.

«Концессионная модель рассчитана на 20 лет, за это время по концессионной модели мост будет окуплен, и, соответственно, тогда мы сможем снизить тариф только до размера стоимости содержания моста. То есть этот мост построен не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы создать инфраструктуру для развития бизнеса на российской и китайской территориях», — отметил глава российского региона.

Первые автомобили

Открытие моста «Благовещенск-Хэйхэ» ознаменовали выехавшие в Китай восемь российских грузовых автомобилей и столько же грузовиков, прибывших в Амурскую область со стороны Китая. Российские грузовики доставили в Китай амурское соевое масло и пиломатериалы, китайские — автомобильные шины и комплектующие для электрооборудования.

При этом российские транспортные средства из автопарка ООО «Газпром гелий сервис» — это тягачи, использующие экологически чистое топливо — сжиженный природный газ.

На полноценный же режим работы — с 8 до 23 часов — трансграничный мост перейдет с 11-го июня. Пока по транспортному переходу будет открыто только грузовое сообщение.

Сроки запуска пассажирского транспорта будут зависеть от эпидемиологической ситуации и, конечно же, от готовности постоянного пункта пропуска, без которого пассажирское сообщение невозможно.

Завершение работ по строительству пункта пропуска «Кани-Курган», повторим, намечено на конец текущего года.

Планируется, что в среднем за день по мосту смогут проезжать более 600 грузовых автомобилей. В свою очередь, пункт пропуска сможет обслуживать до 4 млн. тонн грузов и до 2 млн. пассажиров в год.

Как подчеркнул после церемонии открытия посол РФ в КНР Андрей Денисов, российские и китайские власти рассчитывают, что ввод моста в эксплуатацию поможет увеличить товарооборот между двумя странами до 200 млрд. долларов (по итогам 2021-го года, он составил 146,88 млрд. долларов).

Планы на перспективу

По словам губернатора Амурской области Василия Орлова, сейчас совместно с китайской стороной рассматриваются еще два проекта по строительству трансграничных мостов. Это: железнодорожный мост «Благовещенск-Хэйхэ» и мост между российским селом Джалинда и китайским уездом Мохэ.

«Мы считаем целесообразным строительство еще двух мостовых переходов, ведем соответствующую работу с Китайской Народной Республикой, с Министерством транспорта РФ и РЖД. Прежде всего это мост «Джалинда-Мохэ». Мы уверены: он будет загружен трафиком. Второй объект — непосредственно здесь, в Каникургане, — железнодорожный мост «Благовещенск-Хэйхэ»», — отметил глава российского региона.

При этом он подчеркнул, что перспектива реализации этих проектов достаточно отдаленная.

«В первую очередь будем отталкиваться от трафика. Нужно посмотреть, как будет загружен введенный в эксплуатацию трансграничный железнодорожный мост в Еврейской автономной области (мост «Нижнеленинское-Тунцзян» – прим.), насколько он справится с нарастающей нагрузкой грузооборота между нашими странами», — заключил Василий Орлов.

Напомним: железнодорожный мост «Нижнеленинское-Тунцзян» в Еврейской автономной области сдали в эксплуатацию в конце апреля этого года. Его строительство тоже началось в 2016-м году.