Правительство и нефтяные компании подписали соглашение о «заморозке» цен на топливо до июля

8 апреля 2019 г.13:00

Правительство и нефтяные компании подписали соглашение о «заморозке» цен на топливо до июля

Соглашение Правительства с нефтяными компаниями по стабилизации ситуации на топливном рынке подписано, цитирует ТАСС вице-премьера РФ Дмитрия Козака. Мелкооптовые цены, «замороженные» с 1-го ноября прошлого года, будут зафиксированы еще до 1-го июля.

«Соглашение подписано уже, все расписались», — сказал Дмитрий Козак. Вместе с тем источник ТАСС в одной из нефтяных компаний сообщил, что речь идет не о соглашении, а о протоколе по итогам совещания. Однако подписи под ним действительно поставили представители всех крупных нефтяных компаний. В документе, в частности, фиксируется, что компании обязуются продлить «заморозку» цен на топливо до 1-го июля 2019-го года и до этого времени не поднимать их выше инфляции.

Протокол также подразумевает, что объем поставок на внутренний рынок будет нефиксированным, но утверждать его будет специальная мониторинговая комиссия Министерства энергетики. При этом вопрос о корректировке демпфирующего механизма (компенсации нефтяным компаниям недополученной из-за повышенных внутренних продаж прибыли) остается открытым.

Официальный представитель Дмитрия Козака Илья Джус, в свою очередь, отметил, что «все ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании – прим.) письменно зафиксировали свои обязательства по сдерживанию цен на розничном рынке во втором квартале 2019-го года».

Ранее в Правительстве заявляли, что продление соглашения с нефтяными компаниями потребовалось для внедрения нового механизма регулирования — лицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов, в соответствии с которым право на экспорт получат только те компании, которые в полном объеме выполнят свои обязательства по наполнению внутреннего рынка.

Наполнение рынка

Новый вариант соглашения предусматривает смягчение для нефтяников обязательств по поставкам топлива на внутренний рынок. Прежде они должны были поставлять топливо в объеме +3% к прошлому году, теперь в зависимости от ситуации объем поставок будет корректироваться.

«Сейчас мы с компаниями пришли к выводу, что им нужно дать возможность параметр +3% в случае необходимости корректировать на специальной рабочей группе, которая давно работает при Минэнерго. Так называемый штаб о поставках на внутренний рынок. Вот там это и будет обсуждаться. Если не будет необходимости в +3% и рынок будет наполнен, то можно будет и уменьшить. Он (штаб – прим.) заседает еженедельно», — сообщил министр энергетики Александр Новак после подписания соглашения.

Ранее отмечалось, что на данный момент внутренний рынок уже «перенасыщен» предложением: запасы по бензину превышают прошлогодние показатели на 10%, по дизельному топливу — на 30%.

Корректировка демпфера

Пока остается открытым вопрос источника средств, благодаря которому будет скорректирована формула демпфирующего механизма.

Напомним: демпфирующий механизм был введен с 1-го января этого года в рамках продолжающегося в нефтяной отрасли «налогового маневра». Подразумевающий компенсации нефтяным компаниям недополученной из-за усиленных внутренних продаж топлива прибыли, он был специально разработан для того, чтобы избежать повторения прошлогодней ситуации, когда нефтяники усилили экспорт в ущерб внутренним поставкам, из-за чего на внутреннем рынке образовался дефицит и, соответственно, рост цен.

Однако позже оказалось, что по бензину демпфер не работает: вместо прибыли за первые два месяца этого года он, по подсчетам главы «Лукойла» Вагита Алекперова, принес компаниям 15 млрд. рублей убытков. Сейчас нефтяники настаивают на корректировке его формулы — снижении условной внутренней цены (нефтяникам должны компенсировать 60% разницы между экспортной ценой и условной внутренней) с 56 тыс. до 51 тыс. рублей на тонну для бензина и с 50 тыс. до 46 тыс. рублей на тонну для дизельного топлива.

Однако изменение параметров демпфера потребует ежегодно около 190 млрд. рублей из бюджета. Где взять эти средства — вопрос открытый.

«Решение, я думаю, будет принято в ближайшее время. Сейчас идет стыковка по цифрам с Министерством финансов. До конца сейчас дорабатываем, ... будем с ними обсуждать и работать по цифрам», — отметил министр энергетики Александр Новак.

Среди возможных вариантов — использование средств из Фонда национального благосостояния (собеседники издания «Ведомости» утверждают, что это стоит первым в списке возможных вариантов), повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых, увеличение пошлины на средние дистилляты или акцизов на газойль.

Соглашение о «заморозке» цен на топливо

Соглашение о «заморозке» мелкооптовых цен на топливо начало действовать с 1-го ноября прошлого года. Планировалось, что оно продлится до 1-го апреля 2019-го года, однако в конце марта в Правительстве решили удерживать цены (они могут подниматься исключительно на уровень инфляции) до 1-го июля. Прежде, с 1-го июня до конца октября прошлого года, действовала «заморозка» розничных цен.

Соглашение с нефтяными компаниями подразумевало, что в случае невыполнения ими взятых на себя обязательств Правительство вправе до 90% повысить экспортную пошлину на нефть. Вместе с тем и в Правительстве, и в нефтяных компаниях понимали, что такая «угроза» мало осуществима: около 40% бюджета формируется за счет нефтегазовых доходов.

Сейчас вместо нее хотят ввести новый механизм — лицензирование экспорта: нефтяники получат право на внешние поставки только после наполнения внутреннего рынка. Однако не все компании поддерживают эту инициативу Кабинета министров.