Архангельский порт делают ключевым в створе Северного морского пути
6 августа 2025 г.15:22

Пресс-служба губернатора Архангельской области
В Архангельском морском торговом порту при федеральной поддержке обновят парк техники, сообщил в своем телеграм-канале глава региона Александр Цыбульский во время посещения терминала «Экономия» в порту. На Архангельский порт, напомним, сейчас делают ставку как на ключевой в створе приоритетного для России Северного морского пути. При этом в ближайшие годы здесь планируют построить новую морскую гавань, которая обеспечит круглогодичный выход в Мировой океан в обход акватории т.н. «недружественных» стран.
«Порт продолжает инвестировать в модернизацию и реконструкцию грузовых площадок и причалов, приобретение перегрузочной техники для наращивания грузооборота терминала «Экономия». За последние пять лет на эти цели направлено около 1 млрд. рублей», — рассказал в своем телеграм-канале Александр Цыбульский.
При этом он подчеркнул, что «нужно продолжать обновление парка техники», уточнив, что этот вопрос недавно обсуждался с Министерством промышленности и торговли РФ. Так, в частности, регион предлагает запустить на федеральном уровне специальную программу поддержки, которая предусматривала бы субсидирование процентной ставки по лизингу оборудования.
Архангельский морской торговый порт принимает различные виды грузов, в том числе контейнеры, пиломатериалы, металлы, удобрения, тяжеловесное оборудование, навалочные грузы и пр. Всего на причалах порта можно перерабатывать до 2,5 млн. тонн грузов.
При этом в состав терминала «Экономия», который накануне осмотрел губернатор региона, входят семь причалов общей протяженностью 1 162 метра. Они позволяют обслуживать все типы сухогрузных судов с осадкой до 9,2 метра и длиной до 190 метров.
На территории «Экономии» находятся открытые грузовые площадки, крытые склады, контейнерный терминал и железнодорожная инфраструктура, которая позволяет разгружать 183 вагона одновременно.
В свою очередь, контейнерный терминал обеспечивает возможность перегрузки всех типов контейнеров, в том числе рефрижераторных и танк-контейнеров.
Вместе с тем сейчас активно рассматривается вопрос о строительстве в Архангельске нового морского порта, который будет глубоководным (с глубинами до 14,5 метра) и сможет принимать суда в круглогодичном режиме. При этом его потенциальный грузооборот составит 24,8 млн. тонн, а контейнеровместимость — 5 тыс. TEU.
Ожидается, что порт будет оснащен самыми современными автоматизированными системами, что позволит значительно ускорить обработку грузов.
В целом, проект направлен на развитие Северного морского пути, поскольку именно маршрут через Архангельск, по сравнению, например, с использованием порта в Санкт-Петербурге, позволяет сократить срок доставки товаров по транспортному коридору на 7-8 суток. Северный же морской путь, в свою очередь, является приоритетным для России, так как полностью проходит в ее акватории и тем самым минимизирует влияние санкционных ограничений.
Правда, проект по строительству порта планируют реализовать только где-то к началу 2030-х годов.
Однако даже действующий порт в Архангельске уже сейчас активно включен в Северный морской путь. Во-первых, через него проходит маршрут субсидируемых каботажных внутренних перевозок, а во-вторых, в прошлом году здесь запустили т.н. «Арктический экспресс», в рамках которого товары из Шанхая по Северному морскому пути доставляются в Архангельск, а оттуда по железной дороге развозятся в другие регионы страны.
В прошлом году между Шанхаем и Архангельском было выполнено 10 рейсов, в этом году их обещали увеличить до 20.