Подводим итоги недели: транспортную отрасль постепенно оцифровывают, а вопрос о перевозках с ЕС все еще обсуждается

6 июня 2022 г.12:15

Подводим итоги недели в транспортной сфере

Министерство транспорта РФ

В дайджесте вспомним также о перевозках в Казахстан и успехах крупнейшего представителя белорусского автопрома.

В России продолжают готовиться к переходу на электронные транспортные накладные

Напомним: практический переход на электронный документооборот в автомобильных грузоперевозках начнется с 1-го сентября этого года, когда в России будет запущена государственная информационная система электронных перевозочных документов.

Однако участники рынка грузоперевозок смогут взаимодействовать с этой системой через операторов электронного документооборота. Именно последние предоставят свои платформы для оформления электронных перевозочных документов и будут направлять необходимые данные в государственную систему.

Правда, прежде им необходимо получить допуск на статус операторов электронного документооборота.

Критерии такого допуска как раз таки недавно утвердило Министерство транспорта.

Эти критерии, кстати, нельзя назвать такими уж подъемными.

Так, например, получить статус оператора могут только те компании, которые обладают чистыми активами на сумму не менее 300 млн. рублей.

Кроме того, они должны иметь в собственности телекоммуникационную инфраструктуру, аппаратные средства электронной подписи и т.п.

При этом, естественно, определенным требованиям должны будут соответствовать и сами платформы для оформления электронных документов.

Но вот что интересно: правила допуска операторов электронного документооборота вступят в силу только с 1-го сентября 2022-го года — одновременно с запуском государственной системы, хотя, казалось бы, они должны были бы раньше начать свое действие. Чтобы уже к 1-му сентября рынок был готов к практическому переходу на электронный документоооборот.

Иначе как с 1-го сентября приступать к оформлению электронных документов, если только с 1-го сентября начнется аккредитация операторов?

Тем более непонятно, как долго аккредитация продлится и найдутся ли вообще те, которые будут удовлетворять всем, в том числе и финансовым (напомним: 300 млн. рублей чистыми активами), требованиям.

Водительское удостоверение в этом году тоже обещают перевести в электронный вид

Это будет сервис в мобильном приложении «Госуслуги Авто». Он позволит предъявлять водительское удостоверение для проверки в виде QR-кода.

Сейчас Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций совместно с МВД занимается разработкой такого сервиса. Его обещают представить до конца 2022-го года.

Правда, первое время после запуска сервиса переход на электронное водительское удостоверение будет носить характер эксперимента и никак не отменит необходимость иметь при себе документ в бумажном виде.

Кстати, такой функционал уже реализован для свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС). Сервис работает с сентября прошлого года. Однако все равно предполагает наличие бумажного СТС.

В электронный вид переведут и водительские медицинские справки

По крайней мере, на прошлой неделе стало известно, что Правительственная комиссия уже одобрила соответствующий законопроект.

Что важно: его практическая суть не только в том, что водителям, прошедшим комиссию, не надо будет получать отдельно бумажный документ — все данные будут в электронной базе, а в том, что доступ к такой медицинской базе получит ГИБДД.

Планируется, что после любых визитов к врачу, которые выявят ранее не наблюдавшиеся противопоказания к вождению, водителя будут отправлять на дополнительное обследование, а результаты такого обследования будут доступны ГИБДД.

На их основании ГИБДД сможет аннулировать полученное ранее водительское удостоверение (не дожидаясь окончания срока его действия) и потребовать получения нового документа.

Правда, когда такая система заработает, пока неизвестно: законопроект еще должен пройти чтения в Государственной Думе.

Однако то, что Правительственная комиссия его одобрила, означает, что документ скоро внесут в парламент и его чтения скоро начнутся.

Снова вспомним о возможных ограничениях для перевозчиков из ЕС. Продовольственные союзы против

Подчеркнем: вопрос о введении ограничений для автомобильных грузоперевозчиков из ЕС окончательно еще не решен.

На данный момент такие ограничения действуют в Беларуси (перевозчики из ЕС, за некоторым исключением, могут въехать только в приграничную зону для перегрузки/перецепки), а в России пока продолжают обсуждать, последовать ли примеру соседней страны.

В частности, российская Ассоциация международных автомобильных перевозчиков поддерживает введение ограничений. Однако различные министерства и ведомства пока не могут согласовать единую позицию по этому вопросу.

Тем более что некоторые представители российского бизнеса просят не ограничивать въезд для перевозчиков из ЕС.

В частности, недавно с такой просьбой в Правительство обратились различные продовольственные союзы и ассоциации.

Они опасаются, что в результате запрета и организации приграничного характера перевозок российский рынок может столкнуться с трудностями в обеспечении критически важными товарами и продовольствием.

Правда, что интересно, обращаясь с такой просьбой, продовольственные союзы, кажется, не учли предыдущее выступление министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.

А он обещал, что даже если ограничения будут введены, для продовольствия, фармацевтических и медицинских товаров и гуманитарных грузов оставят «зеленый коридор». Их по-прежнему будут завозить в страну без перецепки/перегрузки в приграничной зоне.

Здесь, кстати, стоит уточнить, почему ассоциации перевозчиков выступают за ограничения для коллег из ЕС. Они защищают интересы российских транспортников, которые из-за запрета въезда на территорию Евросоюза теряют рынок «Россия-ЕС».

Теперь это направление практически полностью остается за европейскими перевозчиками и они могут диктовать свои условия, в том числе и завышая цены на доставку товаров.

А вот Казахстан временно введет послабления для перевозчиков из России и Беларуси

Вообще, в Казахстане, как и во многих других странах, действует правило, которое запрещает доставлять грузы в страну с перецепкой или перегрузкой в стране транзита.

Оно касается также и белорусских и российских перевозчиков.

Однако после того как в Беларуси был введен приграничный характер перевозок с ЕС, который как раз таки предполагает перецепку/перевозку в стране транзита, это правило стало проблемой для российских и белорусских перевозчиков.

Так, сообщалось, что в Казахстане начали задерживать грузовики из РБ и РФ, доставившие грузы с нарушением требований.

Теперь же власти Казахстана заявили, что пойдут навстречу и временно, до конца этого года, отменят запрет на перегрузку/перецепку в пути для белорусских и российских перевозчиков.

Кстати, сделают они это не просто так: ранее Россия и Беларусь, оказывается, уже отменили аналогичное требование для перевозчиков из Казахстана.

Ну, и напоследок: белорусский «МАЗ» готовит партию первых электрогрузовиков

До конца года на рынок должны выйти первые десять опытных электрических грузовиков.

Судя по всему, они главным образом будут специализироваться на городской доставке.

Поскольку, как сообщалось ранее, грузовик имеет грузоподъемность 5,7 тонны, может развивать максимальную скорость до 85 км/ч и на одном заряде способен проехать до 100 км.