Итоги недели: в парламенте вспомнили о транзите под электронными пломбами и окончательно отменили налог на движимое имущество

23 июля 2018 г.13:56

На прошедшей неделе нас удивила проворность Госдумы, порадовали подсчеты Росстата и растрогала судьба Максима Соколова. Ах да, еще мы в очередной раз испытали гордость за отечественные дороги и поразились решимости построить-таки «Якутский» мост!

А теперь — объяснимся…

Налог на движимое имущество точно отменяется!

Не успели мы на прошлой неделе предположить, что с 1-го января следующего года налог на движимое имущество исчезнет из анналов Налогового кодекса, как на этой неделе стало точно известно (ну, почти точно…): с 1-го января 2019-го года движимое имущество бесповоротно (надеемся) исключается из объектов налогообложения.

Соответствующий законопроект 18-го июля Государственная Дума приняла в третьем, окончательном, чтении. Законопроекту, правда, еще предстоит пройти процедуру принятия Советом Федерации и подписания Президентом. Однако на нашей памяти редко случалось такое, чтобы документ, инициированный Правительством по распоряжению (скрытому или публичному) Президента и одобренный в трех чтениях нижней палатой парламента, затем вдруг на следующих инстанциях отклонялся. Вернее — нашей памятью мы такое припомнить не смогли…

Принятый законопроект также предусматривает сокращенный срок проведения налоговой камеральной проверки и сниженный с 7 до 2 миллиардов рублей доступ к ускоренному возмещению НДС.

Транзит грузов по территории России под электронными пломбами становится ближе

О том, что транзитные грузы, перемещаемые по территории России автомобильным и железнодорожным транспортом, хотят опечатать электронными пломбами, говорили еще в прошлом году.

Вернее: в декабре стало известно, что оператор «Платона» разработал «уникальную» технологию, а в январе — что этой технологии нашли обязательное применение. Предполагалось даже, что обязательно использовать электронные пломбы начнут уже с 1-го июля этого года, однако обсуждение законопроекта несколько затянулось.

Основное, на что упирали и продолжают упирать грузоотправители, грузополучатели и перевозчики, — это повышение стоимости перевозки (ведь именно кто-то из них будет со своего кармана оплачивать установку и работу устройства) и увеличение сроков транзита (на въезде в страну необходимо будет дождаться, пока пломбу наложат, а на выезде — пока снимут).

Впрочем, несмотря на отрицательные отзывы Министерство экономического развития (которое, кстати, призвано защищать интересы бизнеса) «поставило» законопроекту положительную оценку регулирующего воздействия.

4-го мая законопроект поступил на рассмотрение Государственной Думы. А на этой неделе, 19-го июля, нижняя палата парламента одобрила его в первом чтении. Если «череда одобрений» нигде не застопорится, то положения документа, скорее всего, вступят в силу с 1-го января следующего года.

Пломбирование грузов фото

Повторим: документ предусматривает обязательное использование электронных пломб при автомобильном и железнодорожном транзите грузов по территории России.

Кроме того, электронно пломбироваться будут и некоторые грузы, ввозимые в страну: их перечень впоследствии определит Правительство.

Считается, что устройства должны обеспечить сохранность перевозимых грузов и не допустить их «бесследного исчезновения» на территории России: снабженные навигационной системой ГЛОНАСС, они будут отслеживать перемещение товаров до тех пор, пока те не покинут пределы страны.

Для отслеживания, кстати, хотят использовать программную инфраструктуру «Платона».

Добавим, что такой порядок движения по территории России уже действует в отношении грузов из Украины, следующих в Казахстан и Кыргызстан. Таможенные органы также пробуют его на перевозках между Казахстаном и Россией.

Обнуляется пошлина за электронную регистрацию юридических лиц и ИП

Соответствующий законопроект в последнем чтении Государственная Дума тоже приняла на этой неделе, 17-го июля.

Сейчас пошлина за регистрацию юридического лица составляет 4 000 рублей, за регистрацию ИП — 800 рублей. В принципе, за регистрацию в обычном виде эти суммы будут взимать по-прежнему. А вот за регистрацию в электронной форме не возьмут ни копейки.

Послабления должны начать действовать с 1-го января следующего года.

Одобрена и пенсионная реформа

Напомним (хотя вряд ли есть кто-то, кому это нужно напоминать): в России решили повысить пенсионный возраст. Если сейчас, за исключением некоторых случаев, мужчины выходят на пенсию в 60 лет, а женщины — в 55, то в недалеком будущем заслуженный отдых для первых отодвинется до 65 лет, для вторых — до 63.

Повышение пенсионного возраста планируют сделать поэтапным. Начнется оно со следующего года: мужчины 1959-го года рождения смогут выйти на пенсию только еще через год, в возрасте 61 года, женщинам 1964-го года рождения тоже придется несколько подождать, до исполнения 56 лет.

Таким образом для мужчин реформа должна окончательно завершиться в 2028-м году, для женщин — в 2034-м.

Акция протеста против повышения пенсионного возраста фото

Акция протеста против повышения пенсионного возраста, 18-е июля, Санкт-Петербург/Фото: Татьяна Буторина, МБХ медиа

И пока на прошлой неделе во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, люди, не согласные с повышением пенсионного возраста, выходили на улицы (в Санкт-Петербурге было задержано около 20 участников акции), в Государственной Думе депутаты принимали пенсионную реформу в первом чтении.

Первое чтение законопроекта завершилось одобрением парламентариев. Осталось еще два чтения, а затем — рассмотрение Советом Федерации и Президентом.

Цены на топливо ползут вспять

По данным Росстата, за неделю с 9-го по 15-е июля бензин в среднем по России подешевел на 2 копейки, до 43,39 рубля за литр. Правда, на столько же, на средние 2 копейки, подорожало дизельное топливо, до 44,48 рубля за литр.

Росстат также радостно отрапортовал, что снижение цен на топливо наблюдалось в 28 (из 85!) регионах России. В Рязани, например, снижение составило 1%. Правда, в Якутии в это же время практически столько же, 0,9%, составило подорожание.

А вот ФАС, наконец-то, прямо заявила, что снижения цен на топливо ждать не стоит: мол, впереди самый горячий сезон — уборка урожая. Однако вместе с тем ведомство утверждает, что и резких скачков цен, несмотря на сельскохозяйственные работы, бояться не стоит.

В принципе, до конца года ситуация на АЗС действительно обещает быть более ли менее стабильной. Тем более что на этой неделе, 19-го июля, Владимир Путин подписал закон, позволяющий поднимать экспортную пошлину на нефтепродукты до 90%.

Этой пошлиной, кстати, Правительство угрожало нефтяникам еще тогда, когда в период безостановочного роста цен на топливо «попросило» их «заморозить» цены. Теперь в случае «непослушания» оно уже действительно сможет перейти от слов к действию и сделать экспорт нефтепродуктов менее выгодным.

Непонятно только, как будет вести себя топливный рынок с начала следующего года, когда акцизы на топливо вырастут в полтора раза, а экспортная пошлина, наоборот, снизится…

А грузооборот все равно растет

По данным Росстата, за первое полугодие грузооборот, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вырос на 2,9%. Грузооборот автомобильного транспорта при этом вырос еще больше — на 3,2%.

Цифры, в принципе, указывают на то, что отрасль действительно на себе чувствует: кризис предыдущих, после 2014-го года, лет постепенно отступает.

Напомним: по итогам 2017-го года грузооборот увеличился на 5,4%, грузооборот автомобильного транспорта — на 1,2%.

В Росавтодоре поняли, как увеличить долю качественных региональных дорог

Для этого хотя бы часть из них решили перевести в федеральную собственность: до 2021-го года это будет около 9 тыс. километров, всего до 2031-го года — 17 тыс. километров.

Казалось бы, не так уж это и много — из 511 тыс. километров региональных и муниципальных дорог 17 тыс. «повесить» на федеральный бюджет. Однако с точки зрения федерального бюджета, который сейчас обслуживает около 50 тыс. километров трасс, это число выглядит значительным.

Кроме того, расходы, идущие на ремонт региональных дорог, в течение шести лет планируют удвоить до 11 трлн. рублей.

Считается, что благодаря всем этим мероприятиям к 2024-му году половину региональных дорог смогут привести в нормативное состояние. Сейчас таковому соответствует только 43% из них.

Есть, правда, вопрос: стоит ли ремонтировать то, что для страны имеет сакральное значение?..

Страх за «Платон» дал о себе знать

На прошлой неделе стало известно, что за минувший месяц в системе «Платон» зарегистрировали рекордное количество транспортных средств.

Видимо, перевозчики стали приобщаться к системе, не дожидаясь того заветного момента, когда начнется обещанное усиление контроля за неплательщиками.

Напомним: с 8-го июля функции по «поимке» штрафников официально передали Ространснадзору. Говорилось об этом серьезно и с некоторой долей угрозы. Особенно на фоне того, что индексацию тарифа в этом году отменили, а прогнозы по сборам в системе при этом оставили прежними, на уровне 23 млрд. рублей.

Кстати, может, само усиление теперь и не понадобится? Достаточным будет только время от времени запугивать перевозчиков?..

А строительство моста в Якутии через Лену снова обсуждают

20-21 июля на комфортабельном теплоходе, плывущем по Лене, снова обсуждали строительство злополучного перехода через реку.

До этого, кстати, новый министр транспорта Евгений Дитрих согласился с необходимостью строительства моста (в который раз и который по счету уже министр?). А специалисты из КНР (что ж, не исключено, что именно они возьмутся за то, за что мы уже лет 30 взяться не можем) подсчитали, что строительство только одного моста, без подходов к нему, обойдется в 104 млрд. рублей.

Паромная переправа через Лену в Якутии фото

В ожидании парома на берегу Лены/Фото: News.Ykt.Ru

Можно было бы и порадоваться такой решимости обеспечить жителей Якутии единственным переходом через полноводную реку, если бы … если бы все эти подсчеты, обсуждения и пр. не длились бы уже несколько десятков лет.

Хотя… А вдруг обещанные три года уже действительно прошли?!

И напоследок. Все, кто переживал за судьбу экс-министра транспорта, не волнуйтесь: ему найдется место еще и в совете директоров «Аэрофлота»!

Напомним: в мае было назначено новое Правительство и в нем бывшему тогда министром транспорта Максиму Соколову не досталось не то что его тогдашнего «кресла», а и никакого другого поста.

На протяжении как минимум недели, пока о судьбе чиновника ничего не было известно, google и yandex атаковывали запросами: «Куда исчез Максим Соколов?», «Что случилось с Максимом Соколовым?» и пр.

Действительно: для наших реалий его смещение с поста без предложения другой должности выглядело несколько странным. Однако эксперты, уверяющие, что чиновников, не допускавших критику власти, просто так в отставку не отправляют, оказались правы.

Вскоре Максима Соколова выбрали в совет директоров строительной компании «Группа ЛСР», затем выдвинули в совет директоров «Транснефти» и «Зарубежнефти», а на прошлой неделе стало известно, что еще и в совет директоров «Аэрофлота».

В общем, за судьбу чиновника теперь переживать точно не стоит: «дел» ему еще предстоит свершить не мало!