Ну, сколько можно обсуждать?! 20-21 июля в Якутске пройдет конференция, посвященная строительству моста через Лену
19 июля 2018 г.17:41
20-21 июля в Якутске состоится международная научно-практическая конференция «Переход через Лену: Пути решения». Конференция пройдет, цитируем, «на борту комфортабельного теплохода «Демьян Бедный». На два дня «борт» примет 63 участников из России, Китая и Японии, чтобы они, собравшись вместе, смогли, наконец, обсудить строительство злополучного моста.
Почти 3 000 километров Лены протекает по территории Якутии. Вливаясь на земли республики с юго-запада, с границы с Иркутской областью, и докатываясь до севера, в море Лаптевых, река таким образом делит регион на две части. И так как на всем протяжении этих 3 000 километров нет ни одного моста — ни автомобильного, ни железнодорожного, 60 процентов территории Якутии остаются отрезанными от «большой земли».
Зимой с одного берега на другой можно добраться по организованным ледовым переправам, летом — на пароме. И четыре месяца в году, во время ледостава и ледохода, единственное, что может связать республику, — это авиация. Иных путей сообщения в это время попросту нет.
Мост через Лену недалеко от Якутска жителям республики обещал построить еще «лично» Леонид Ильич Брежнев. К концу 80-х годов даже успели подготовить проект мостового перехода. Однако с началом 90-х, с распадом Советского Союза, средств на строительство важного моста, естественно, не стало.
Хотя если бы без моста нельзя было вывезти с территории республики золото и алмазы, то средства бы, без сомнения, нашлись…
Следующий проект моста подготовили уже в 2002-м году. Вслед за ним было предложено еще три варианта строительства транспортного перехода через Лену. Один из них, разработанный ОАО «УСК Мост», даже получил в 2008-м году положительное заключение государственной экспертизы.
Строительство непосредственно самого моста, по проекту, оценивалось в 56 млрд. рублей, моста вместе с автомобильными и железнодорожными подходами — в 104 млрд. рублей.
Проект совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через Лену ОАО «УСК Мост», получивший положительное заключение государственной экспертизы/Фото: youtube.com
В 2010-м году мост через Лену включили в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России», в 2013-м — объявили конкурс на заключение концессионного соглашения. А в 2014-м … вычеркнули из программы. Деньги, «отложенные» на строительство этого моста, понадобились другому — тому, который через Керченский пролив.
Тогда же отказались и от строительства порта в Тамани, объяснив отказ экономической нецелесообразностью проекта. Судя по всему, в воссоединении Якутии экономической целесообразности тоже не разглядели.
В общем, на деле продемонстрировали, насколько для страны ценны именно жители Якутии, а не ее ресурсы…
Сейчас вот строительство моста через Лену решили обсудить в очередной раз.
На борту комфортабельного теплохода (видимо, чтобы была возможность убедиться в масштабности очень-очень медленно надвигающейся стройки — в четырех стенах этого ведь не представить) представители Госдумы, Правительства, региональной власти, Российских железных дорог, Академии наук, научных кафедр университетов и институтов, строительных и дорожных организаций, банков, инвестиционных фондов, а также, что важно, китайских и японских компаний (они-то уж точно в наличии моста заинтересованы) в течение двух дней будут решать, есть ли в переходе через Лену экономический резон, в чем он измеряется и посредством чего, моста или тоннеля, этот резон можно достигнуть.
В последний раз, кстати, строительство перехода через Лену обсуждали аж год назад, в сентябре 2017-го года, на Восточном экономическом форуме. Но, по всей видимости, недообсуждали…
Нет, никто и не сомневается: построить мост через полноводную Лену в экстремальной по своим климатическим условиям Якутии — это действительно сложная задача. Зимой ртутный столбик может опускаться ниже отметки в -60°C, летом подниматься выше +40°С. Конструкции должны выдерживать такие перепады. А еще — не препятствовать проходу судов и глыб льда.
Ледоход на Лене/Фото: Олег Николаев
Если «благодаря» опорам моста во время ледохода (а толщина льда над водами Лены может достигать даже 204 см) образуются ледовые заторы, то в считанные сутки могут быть затоплены расположенные вдоль реки поселки и города.
Плюс, с 2008-го года технологии успели усовершенствоваться — и теперь строительство вместо моста тоннеля выглядит вполне себе пригодной альтернативой.
Но, знаете ли, построить 19 километров «автомобильно-железной» дороги через пролив с максимальной глубиной в 18 метров тоже не пустяковое дело. Но кто-нибудь может вспомнить череду нескончаемых совещаний и конференций по поиску экономической целесообразности строительства перехода через Керченский пролив и вариантов его воплощения?
С момента принятия решения «Будем строить мост!» и до сдачи автодорожной части Крымского моста прошло 4 года. Такие рекордно сжатые сроки Якутии с ее 30-летним стажем ожидания даже и не снились.
А пока каждую зиму десятки машин, переезжая по ледовым переправам, проваливаются под лед.
Фото: DEMENTIEVSKIY
Фото: К. Ушанов
Фото: pikabu.ru
Каждое лето, особенно в пятницу и в воскресенье, на берегу в ожидании парома происходят настоящие побоища.
И цена моста в рублевом выражении увеличивается с каждым годом ожидания его строительства. По последним предварительным расчетам, стоимость возведения транспортного перехода с 2008-го года выросла как минимум в два раза.
Что именно будут обсуждать?
Двухдневная программа у участников конференции очень насыщенная: экскурсии по музеям, обзор береговых линий, развлекательные мероприятия вместе с дискотекой, пленарные дискуссии и «круглые столы». Подведение итогов обсуждения, которому отведен один час, пройдет вечером 21-го июля на прогулочной палубе.
Вопросы, вынесенные на повестку дней, без сомнения, нуждаются в скрупулезном обсуждении.
Вот темы пленарного заседания.
1. Значение моста для республики.
Разрезанность территории на две труднодоступные друг для друга части — это, видимо, что-то незначительное.
2. Нужно ли тратить деньги на его строительство?
А как иначе? Нет, можно, конечно, постараться сразу золотом или алмазами расплатиться. Может, разработчики, строители, поставщики материалов и пр. согласятся бивнями мамонтов взять. Или просто за трудодни отработают.
3. Почему именно сегодня остро поставлен вопрос строительства?
А почему именно сегодня? Он остро стоял и 10, и 30, и больше лет назад…
4. Возможно ли применение государственно-частного партнерства для финансирования строительства?
Кажется, и так ясно: только в том виде, чтобы проезд по мосту не оказался платным. Или за один-единственный во всей республике мост собираются еще и плату взимать? Как за паромные переправы, которые, по-хорошему, раз уж не могут жителям обеспечить нормальный переход через Лену, должны были бы быть бесплатными.
А не от 405 до 1 660 рублей — за грузовые автомобили, от 340 до 1 275 рублей — за легковые, от 1 535 до 2 730 рублей — за автобусы, 122 рубля — для взрослого и 62 рубля — для ребенка от 5 до 10 лет.
5. Автомобильный мост или железнодорожный?
Можно, конечно, построить только автомобильный. Или только железнодорожный. Чтобы потом еще лет 30 обсуждать необходимость строительства второго моста.
Мост через Ангару в Красноярском крае
Что примечательно, о Якутии любят говорить, что вся ее транспортная система полностью синхронизирована с мостом (с тем, кстати, чего нет и строительство чего не устают обсуждать!). Мол, он должен соединить три федеральные трассы и стать продолжением строящегося сейчас железнодорожного участка Томмот-Нижний Бестях.
Какие, спрашивается, в таком случае могут быть дискуссии? Тем более что есть пример (и на него постоянно ссылаются) моста через Ангару в Красноярском крае, который возведен с учетом достройки железнодорожной части.
На обсуждение всех этих вопросов отводится 2 часа.
На «круглые столы» (а их будет два, в первой и во второй половине субботы, протяженностью 4.15 и 3.15 часов) вынесены тоже не менее важные вопросы.
Исторический обзор.
Хорошо хоть, что не с того момента, когда вообще начали возводить мосты, а с точки зрения применения идеи возведения совмещенных, автомобильно-железнодорожных, переходов и их строительства в сходных природно-климатических условиях.
Существуют ли технологии цифрового проектирования мостов? Возможно ли применение цифрового моделирования при проектировании и на стадии принятия решения по конфигурации моста?
А вы как думаете, существуют ли? Возможно ли? В двадцать первом-то веке…
Особенности строительства мостов в сложных геологических и климатических условиях.
А за 30 лет эти особенности еще не обнаружили? Или при подготовке предыдущих проектов (и того, который был одобрен государственной экспертизой) они не учитывались?
Возможно ли сегодня оценить стоимость строительства?
Ну, стоимость строительства других объектов как-то ведь предварительно оценивают.
Куда девать армию мостостроителей после завершения строительства?
По состоянию на 2016-й год, в Якутии числилось 878 мостов, из них 632 — деревянных. Да и одного моста для протяженной Лены явно будет недостаточно: на ее берегах ведь не только Якутск расположен.
Как учебным заведениям высшего, среднего специального и профессионального образования республики готовиться к стройке?
Ждать. Судя по темпам обсуждения, их услуги понадобятся еще не скоро.
Проект тоннеля под Леной/Фото: youtube.com
Что примечательно, на обсуждение не вынесен действительно важный вопрос: мост или тоннель? Потому что, как уверяют проектировщики, современные технологии уже позволяют построить в условиях вечной мерзлоты надежный тоннель, который не будет препятствовать ледоходу и проходу судов.
Его строительство, по предварительным расчетам, обойдется в два раза дешевле строительства моста (и вот тут стоило бы обсудить стоимость его эксплуатации и поддержания в пригодном состоянии) и завершится на 12 месяцев быстрее.
Пока строительство моста в Якутии только обсуждают…
…для транспортного перехода с материка на Сахалин уже готовят технико-экономическое обоснование. Оно должно быть представлено к декабрю этого года. Изыскания, кстати, проводятся сразу по двум направлениям — для моста и для тоннеля.
Предварительная стоимость проекта тоже уже определена — 540 млрд. рублей вместе с железнодорожными подходами.
P.S.
На два дня собрать на палубе теплохода только 63 человек гостей из других стран и отдаленных районов России, вряд ли это будет дешевым мероприятием.
Кажется, на те средства, которые тратятся на многочисленные обсуждения, можно было бы уже давно технико-экономическое обоснование проекта подготовить.
P.P.S.
На Якутию приходится 82% российских запасов алмазов, 82% запасов сурьмы, 61% запасов урана, 20% запасов золота, 47% разведанных запасов угля, 35% — природного газа и нефти.
Вопрос: и где взять деньги на строительство моста?