Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 3 квартал 2020 года

Обзор главных событий: в стране решили снизить административную нагрузку — и составили новый кодекс с увеличенными штрафами

10 февраля 2020 г.11:18

Главные события недели — коронавирус и проект нового КоАП

kremlin.ru

30-го января Министерство юстиции опубликовало проект нового Кодекса об административных нарушениях (КоАП). И это наравне с отчетами о борьбе с коронавирусом стало основной возможностью на прошедшей неделе порадеть за благо народа.

В том смысле, что проект документа тут же кинулись критиковать все, и те, кто его составлял, тоже.

«Внезапно» оказалось, что новый Кодекс, который, как заявлялось, должен сменить подход с карательного на риск-ориентированный и уменьшить количество правонарушений, увеличивает нагрузку не то что на бизнес, но и на простых граждан.

Так, одной из «неожиданностей», например, стало шестикратное повышение штрафов за превышение скорости, о котором, на минуточку, в МВД твердили как минимум с апреля прошлого года.

За превышение на 20-40 км/ч санкции вырастут с 500 до 3 тыс. рублей, на 40-60 км/ч — с 1-1,5 тыс. до 4 тыс. рублей, за превышение сверх 60 км/ч — с 2-2,5 тыс. до 5 тыс. рублей.

Единственное: такое повышение должно было произойти вместе со снижением нештрафуемого порога до 10 км/ч. А поскольку порог все-таки не снизили, то «Чем вам не смягчение нагрузки?» могли бы сказать в ведомстве.

Новый Кодекс, кстати, появился в весьма удобный момент, чтобы упрочить и увеличить те 38% граждан, которые, по опросу «Левада-Центра», верят в новое Правительство.

И Михаил Мишустин, благородно заявивший «мы с вами еще не добились такого роста зарплат, чтобы настолько увеличивать штрафы», может с полным правом и по остальным статьям критиковать документ (это ведь прежнее Правительство напортачило) и требовать, чтобы такого рода проекты не представлялись на обсуждение «сырыми» и «неготовыми».

Мол, кто там будет вспоминать, что новое Правительство не означает исключительно новые лица в Правительстве, что нынешний министр юстиции входил вице-премьером в старый Кабинет министров, а главы МВД и Министерства транспорта, например, и вовсе не менялись.

Какие такие инициативы в КоАП шли от ФНС, когда службой руководил Михаил Мишустин, тем более разбираться не будут.

Что касается сферы автомобильных грузоперевозок, то здесь КоАП предложил бизнесу как минимум пять новых видов правонарушений.

1. Штрафы за блокирование автоматической передачи данных о режиме труда и отдыха: 10-20 тыс. рублей — для граждан, 20-50 тыс. рублей — для юридических лиц и ИП.

Это — о том, что в 2024-м году должны запустить автоматизированную систему тахографического контроля.

И еще попутно к тому, что к этому времени всем придется установить усовершенствованные модели тахографов с GPRS-модемом, которые такую функцию передачи данных поддерживают.

2. Ответственность для тех, кто работает водителем, не имея права этого делать: 5-15 тыс. рублей — за первое нарушение, 20-30 тыс. рублей — за повторное.

Тех, кто наймет такого водителя, тоже планируют штрафовать — на 30 тыс. рублей.

Новая статья, по всей видимости, говорит о том, что от идеи разделить водителей на любителей и профессионалов все-таки не отказались.

3. Санкции (а таковых сейчас нет) за нарушение правил перевозки скоропортящихся грузов: 50-70 тыс. рублей — и для юридических лиц, и для ИП.

4. Наказание за отсутствие на борту автомобиля спутникового оборудования: для граждан — 1-3 тыс. рублей, для должностных лиц — 5-10 тыс. рублей, для ИП — 30-50 тыс. рублей, для юридических лиц — 50-100 тыс. рублей.

И если грузовики с опасными грузами уже давно грозятся поставить под ГЛОНАСС (отсрочка действует до 31-го мая этого года), то, судя по тексту проекта КоАП, под спутник каким-то образом хотят подвести еще и тяжеловесный и крупногабаритный транспорт.

5. Штрафы для тех, кто осуществляет международные перевозки без карточки МАП: 5-20 тыс. рублей — для водителей, 25-75 тыс. рублей — для должностных лиц, 50-100 тыс. рублей — для ИП, 200-400 тыс. рублей — для юридических лиц.

И, помимо большого разброса от минимального до максимального наказания, возможность конфискации автомобиля — для всех.

Справедливости ради, появления большинства этих правонарушений стоило ожидать. Не могут же ввести обязанность следовать под ГЛОНАСС или автоматически передавать тахографические данные и забыть предусмотреть санкции за невыполнение? Потому что зачем, спрашивается, тогда вводить?..

Ну, а штрафы за неправильную перевозку скоропортящихся грузов вообще уже несколько лет анонсировались…

А вот в «Платоне» «облегчением нагрузки» станет исключение из статьи примечания о том, что на одно и то же транспортное средство автоматический «протокол» можно оформлять только один раз в течение суток (планируют, по сути, штрафовать за каждый проезд под «рамкой»).

Размер санкций, однако, действительно оставят единым — 5 тыс. рублей. Увеличивать их до 10 тыс. рублей в случае повторного нарушения не будут.

В деле весогабаритного контроля, как и обещали, всех владельцев транспортных средств начнут наказывать одинаково (что физическое лицо, что юридическое, что ИП):

  • при превышении на 2-10% или на 5-15 см — на 100 тыс. рублей;
  • на 10-20% или на 15-20 см — на 250 тыс. рублей;
  • на 20-50% или на 20-50 см — на 350 тыс. рублей;
  • сверх 50% или 50 см — 400 тыс. рублей.

Конечно, тот факт, что вот именно на автоматических постах штрафы уменьшатся (сейчас для них прописаны 150 тыс., 300 тыс., 400 тыс. и 500 тыс. рублей соответственно), где-то поспешат назвать облегчением штрафного бремени.

Ну, а по существу, таковым можно выделить два положения.

Первое: возможность без штрафа превышать габариты транспортного средства на 5 см.

Второе: то, что за нарушение правил перевозки опасных грузов водителей будут лишать не водительского удостоверения вообще, а права работать водителем.

Правда, для последнего необходимо еще разделить-таки водителей на любителей и профессионалов.

Впрочем, да, это — всего лишь проект нового Кодекса. Сейчас документ с заботой о бизнесе и простых гражданах усиленно покритикуют — и с 1-го января 2021-го года, вполне вероятно, он вступит в силу не в таком, а в каком-то другом виде.

И кратко о других новостях за последние две недели

1. С 1-го февраля тариф в системе «Платон» ожидаемо подняли на 16 копеек — с 2,04 до 2,2 рубля за километр.

Перевозчики говорят, что нагрузка от увеличения тарифа ложится большей частью на них, однако отмечают, что повышение платы в течение года на 15% (прежде, с 1-го июля, тариф уже подняли на 14 копеек) дает рост затрат только на 0,5%.

2. Неожиданно оказалось, что грузооборот автомобильного транспорта вырос так, как он не рос в течение последних семи лет, — на 5,8%.

Удивительно, правда, что при таких показателях, которые должны бы говорить об оживлении бизнеса, у этого самого бизнеса не нашлось достаточно средств на обновление и расширение автопарка: продажи грузовых автомобилей, наоборот, впервые за последние три года «просели».

3. Приняли новую методику расчета платы для получения разрешения на выезд тяжеловесных автомобилей.

Ту, которая действовала с 2015-го года, в свое время составили так, что пришлось использовать понижающие коэффициенты.

Правда, и новую методику разработали таким образом, что для транспортных средств, превышающих массу на 2-15%, от понижающих коэффициентов все равно не избавились.

Причем понижающий коэффициент здесь вечным не будет: к 2024-му году его постепенно поднимут до единицы — и стоимость разрешений станет полной.

4. «Грузовой каркас» действует уже в 6 округах Москвы.

А именно: в Северном, Северо-Восточном, Восточном, Юго-Восточном, Южном и Юго-Западном. Причем последние два округа присоединились к «грузовому каркасу» с 1-го февраля этого года.

Напомним: «грузовой каркас» — это строго выделенные для движения грузовых автомобилей от 2,5 тонн улицы Москвы. Съехать на другие дороги можно, но только в том случае, если они являются кратчайшим путем к месту выгрузки/погрузки.

По всей вероятности, в самом скором времени «грузовой каркас» распространят еще в Западном и Северо-Западном округах. Чтобы уж окончательно и по всей Москве.