Мост через Лену в Якутии будет строить Группа «ВИС»
17 января 2020 г.15:26
Пресс-служба Группы «ВИС»
В Якутии определили концессионера для строительства моста через Лену, сообщает ТАСС в пятницу, 17-го января, со ссылкой на пресс-службу регионального Правительства. Им стал консорциум Группы «ВИС» и госкорпорации «Ростех». Он единственный подал заявку на участие в проекте.
Напомним: торги по выбору концессионера для моста через Лену в Якутии были объявлены 2-го декабря 2019-го года. За это время заявку подал только консорциум Группы «ВИС» и Ростеха, который специально создали для участия в проекте.
Вместе с тем ранее о своей заинтересованности неоднократно говорили китайские инвесторы, а также ВЭБ.РФ.
В сентябре 2018-го года между Правительством Якутии, Группой «ВИС» и China Railway Construction Corporation (CRCC) был подписан трехсторонний меморандум о намерении развивать автодорожную инфраструктуру в регионе и, в том числе, реализовывать проект моста через Лену.
В декабре 2018-го года в ходе рабочей встречи при Росавтодоре свой вариант строительства транспортного перехода представила PowerChina International Group Ltd.
«Подведены итоги конкурентных процедур на определение частного концессионера по проектированию, строительству и эксплуатации мостового перехода через реку Лена в районе Якутска. Им стала компания, подавшая частную концессионную инициативу, представляющая консорциум госкорпорации «Ростех» и группы «ВИС». Ввод моста в эксплуатацию предполагается в 2025-м году», — говорится в сообщении пресс-службы Правительства Якутии.
Группу «ВИС» в проекте представляет входящая в ее структуру «Восьмая концессионная компания».
Первый мост через Лену
На данный момент в Якутии нет ни одного моста через Лену. Мало того, Якутск — единственный региональный центр без круглогодичной наземной транспортной доступности. В отсутствии мостового перехода постоянную связь с «большой землей» имеют только около 20% жителей республики, со строительством сооружения таковых должно стать 83%.
«За счет изменения логистики «северного завоза» региональный бюджет сможет ежегодно экономить свыше 4 млрд. рублей. Снижение транспортных расходов окажет влияние на снижение расходов отраслей экономики, что, в свою очередь, повлияет на рост доходов граждан и положительно скажется на качестве жизни. Стоимость потребительской корзины жителей Якутии может снизиться не менее чем на 10%. Рост объемов грузоперевозок может вырасти до 6 млн. тонн, пассажиропоток — до 8 млн. человек в год. Запуск в эксплуатацию моста может оказать совокупный положительный эффект на рост ВРП республики в размере 3% ежегодно», — прокомментировал итоги торгов заместитель председателя Правительства Якутии Кирилл Бычков.
Проект моста через Лену включили в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России» в 2010-м году. К его строительству должны были приступить после 2014-го года, однако в 2014-м году из-за присоединения Крыма и намерения возводить Крымский мост реализацию проекта отложили.
В декабре 2018-го года в ходе Большой пресс-конференции Президент Владимир Путин, отвечая на вопрос о назревшей необходимости моста в Якутии, указал, что это — «дорогой проект» (оценивается в 80 млрд. рублей, Крымский мост потребовал 228 млрд. рублей), и призвал не торопиться и еще раз сопоставить расходы и результаты от строительства транспортного перехода. Однако уже через год он одобрил проект, подчеркнув, что ситуация действительно «созрела до реализации».
На принятие положительного решения повлиял и тот факт, что в августе прошлого года вступил в силу закон, который позволяет строить платные дороги на Крайнем Севере при отсутствии бесплатного дублера. В соответствии с ним проложить единственный мост через Лену в Якутии можно по концессионному соглашению, сняв тем самым часть нагрузки с федерального и регионального бюджетов, а для компенсации затрат — взимать плату за проезд.
О проекте
Строительство моста запланировано от села Старая Табага (входит в городской округ Якутск) до села Хаптагай (Мегино-Кангаласский район).
Как сообщили в пресс-службе Правительства Якутии, земельные участки обоих сел входят в зону с особыми условиями использования территории. Из-за данного статуса жители насеелнных пунктов не могут строиться и вести какие-либо другие работы на участках. Сейчас власти республики намерены изменить эти правила.
Протяженность транспортного перехода составит 3,12 км, подходов к нему — 10,9 км. По условиям концессии, проектирование и госэкспертиза должны завершиться к середине 2021-го года, строительство моста должны начать в IV квартале 2021-го года, а его ввести его в эксплуатацию — в I квартале 2025-го года.
Капитальные расходы на реализацию проекта рассчитываются в размере 77,9 млрд. рублей, вместе с НДС — 83,4 млрд. рублей. Основной объем, 47,9 млрд. рублей, выделит федеральный бюджет, из регионального бюджета направят 6,4 млрд. рублей. Затраты концессионера составят 29,1 млрд. рублей.
Проезд по мосту будет платным для всех транспортных средств, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов. С пересчетом на цены 2025-го года для машин II категории (высота от 2 до 2,6 метра, две оси) тариф установлен в размере 944 рублей, для III категории (высотой от 2,6 метра) — 1 255 рублей, для IV категории (с тремя и более осями) — 2 018 рублей.