Ленский мост все ближе к строительству: его стоимость удалось снизить до 130 млрд. рублей

29 июня 2023 г.11:18

Мост через Лену в Якутии все ближе к строительству

Памятник реке Лене в Якутии/Фото: commons.wikimedia.org

Стоимость моста через Лену в Якутии удалось снизить до 130 млрд. рублей, рассказал ТАСС глава республики Айсен Николаев. Это значит, что уже в скором времени могут начаться непосредственные работы по строительству искусственного сооружения, если, правда, не последует еще каких-то дополнительных требований от федерального Правительства. Ранее оно долго не могло согласовать долю своего участия в проекте, а после 24-го февраля 2022-го года, когда стоимость транспортного перехода значительно возросла, выдвинуло условие: оно профинансирует на 50% работы, если цена моста не будет превышать 120 млрд. рублей.

«Сегодня стоимость, с которой мост с подъездными путями зашел на экспертизу, составляет 130 млрд. рублей, совсем недавно — это было, еще когда зимой обсуждался первоначальный проект, — это была сумма порядка 170 млрд. рублей», — отметил Айсен Николаев.

Он подчеркнул, что работа в части удешевления проекта была проведена «не в ущерб безопасности моста», а как раз с точки зрения оптимизации некоторых проектных решений. Так, например, ранее сообщалось, что снизить цену моста может изменение трассировки левобережных подъездных путей и транспортной схемы доставки инертных материалов.

Глава республики уточнил, что в итоге в начале июня обновленную проектно-сметную документацию на искусственное сооружение направили на повторное рассмотрение в Главгосэкспертизу.

«Мы надеемся, что в течение двух месяцев работа будет проведена, закончена, по экспертизе мы получим окончательную сметную стоимость Главгосэкспертизы, которая нам позволит уже дальше работать по вопросам непосредственно увеличения финансирования и федерального, и регионального, и внебюджетного», — пояснил Айсен Николаев.

Таким образом, непосредственные работы по строительству транспортного перехода могут начаться до конца текущего года. А это, как следует из предыдущего выступления министра транспорта и дорожного хозяйства региона Владимира Сивцева, означает, что второй этап по проекту могут завершить в 2027-м году.

«Мы примерно планируем [завершить второй этап работ по Ленскому мосту] в 2027-м [году] с учетом начала строительства в этом году», — отмечал в январе этого года чиновник.

Правда, сам проект делится не на два, а на три этапа. Первый этап моста — это подготовительные работы с переносом коммуникаций, выкупом территорий и т.п. Второй этап — это работы на основной части моста и на подъездных путях на правом берегу Лены, а третий — на левом берегу.

Напомним: мост через Лену в Якутии является важным для республики инфраструктурным проектом, поскольку он наконец-то свяжет основную часть региона вместе со столицей Якутском с т.н. «большой землей», обеспечив транспортную доступность территорий в любое время года, а не только в чисто летний (паромы) или в чисто зимний (зимники) период.

При этом обсуждение строительства транспортного перехода велось уже на протяжении нескольких десятилетий и никак непосредственными работами не заканчивалось. В последний раз очень близко к реализации проекта подошли в начале 2010-х годов, однако в 2014-м году его снова заморозили, а предусмотренные средства направили на строительство Крымского моста.

В самом конце 2019-го года федеральные власти снова вернулись к реализации проекта Ленского моста, после того как его утвердил президент РФ Владимир Путин. Тогда предполагалось, что из общей стоимости моста в 83,4 млрд. рублей (вместе с НДС) на грант из федерального бюджета придется 75%, региональный бюджет профинансирует 10%, а остальное возьмет на себя концессионер (им в январе 2020-го года был выбран консорциум Группы «ВИС» и госкорпорации «Ростех»).

Однако затем на федеральном уровне пересмотрели свое решение и начали раз за разом снижать планку финансирования: сначаладо 50%, потомвообще до 30%.

В итоге, споры затянулись до 2022-го года, а в 2022-м году цена моста на фоне санкций подскочила почти в два раза, до 170 млрд. рублей. После этого, правда, федеральное Правительство согласилось профинансировать половину от стоимости работ, но только при условии, что эта стоимость будет уменьшена до 120 млрд. рублей.

В целом, по проекту, мост через Лену общей протяженностью (вместе с подъездными путями) около 14 км пройдет между селами Старая Табага на одному берегу и Хаптагай — на другом. Он будет отстоять от Якутска приблизительно на 30 км.

Изначально искусственное сооружение рассчитывали ввести в эксплуатацию уже в 2025-м году. Планируется, что мост будет платным, но лишь для проезда грузового транспорта.