Как можно запретить старые автомобили?
15 августа 2019 г.18:40
Правительство РФ
В среду, 14-го августа, благодаря изданию «Коммерсантъ» мы узнали, что Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству порекомендовал двум ведомствам — Министерству транспорта и Министерству промышленности и торговли — разработать меры для того, чтобы запретить использование старых автомобилей. Как позже уточнила заместитель председателя комитета (по «совместительству» — и жена генерального директора «КамАЗа») Альфия Когогина, речь идет исключительно о коммерческом транспорте.
Впрочем, говорить о том, что что-то подобное действительно введут, пока не приходится: рекомендации — это просто рекомендации, далеко не факт, что они оформятся в какой-то конкретный законодательный акт. Однако раз уж там, наверху, подобная идея все-таки возникла (причем не в первый раз: была еще попытка в 2014-м году), подумаем, как ее могли бы реализовать.
Самое простое — запретить
Оно же, наверное, и самое вероятное для нашей страны. Просто взять и запретить коммерческое использование автомобилей старше определенного возраста.
Правда, как будут отслеживать, исполняют ли запрет грузовые перевозчики, если на данный момент профильные ведомства даже не знают, сколько их на самом деле, непонятно. Контролировать можно разве что тех, кто работает в международном сообщении: для того чтобы получить допуск, они должны предоставить сведения в том числе и о транспортных средствах.
Для внутрироссийских перевозок (по крайней мере, пока) разрешительная система не действует.
Ввести лицензирование
Вместе с тем сейчас уже готов законопроект о создании реестра коммерческих грузоперевозчиков.
Планируется, что только те, кто будут находиться в реестре, смогут на законных основаниях зарабатывать перевозкой грузов. При этом войти в него можно будет лишь при соответствии определенным требованиям: отсутствие задолженности по налогам, свидетельство об обучении, финансовая состоятельность...
Законопроект о реестре пока еще не рассматривался, но вот как раз таки в него рядом с требованием об обеспечении в 500 тыс. рублей легко можно ввести дополнительное условие — возраст автомобилей. В таком случае срок эксплуатации грузовых транспортных средств действительно можно будет контролировать: не обновил вовремя автопарк — не получил допуск на рынок.
Иными словами: если уж законодатели решат запретить использование старых грузовых автомобилей, то вместе с этим им проще будет ввести и «лицензирование» автогрузоперевозочной деятельности.
А если без лицензирования?
Предыдущая попытка, стоит сказать, действительно никакого лицензирования не предполагала. Министерство промышленности и торговли тогда, в 2014-м году, посчитало, что будет достаточно в законе «О безопасности дорожного движения» прописать запрет на эксплуатацию автомобилей определенного возраста, а в Кодексе об административных правонарушениях — штрафы за нарушение запрета.
Их размеры, кстати, хотели сделать «солидными»: для граждан — 30 тыс. рублей, для должностных лиц — 50 тыс. рублей, для юридических лиц и ИП — 200 тыс. рублей.
Под запрет должен был попасть не только коммерческий транспорт, однако для легковых автомобилей предусмотрели исключение — их возраст использования не ограничивали.
Для остальных предполагался поэтапный с 1-го января 2016-го года переход с тем, чтобы через 2,5 года, к 1-му июля 2018-го, из малотоннажных грузовиков (до 3,5 тонн) на дороги могли выезжать лишь те, что младше 12 лет, из грузовиков от 3,5 до 12 тонн — младше 15 лет, из большегрузов (свыше 12 тонн) — младше 25 лет.
Правда, как собирались гарантировать соблюдение закона, опять-таки, непонятно. Разве что штрафами и невозможностью продать, подарить, поставить на учет и пр. старый автомобиль, что у нас вряд ли бы сработало. Скорее, стало бы дополнительным доходом для тех, кто и контролировал бы исполнение запрета.
Впрочем, инициатива Министерства промышленности и торговли так и осталась инициативой: дальше обсуждения она тогда не пошла.
Возраст не показатель
Почему в качестве маркера, представляет ли транспортное средство угрозу на дороге или нет, выбрали именно его возраст, в принципе, понятно. Так проще.
Пробег можно «открутить», с какими-то техническими показателями нужно «заморачиваться»… А тут все элементарно: старше 25 лет — в утиль, младше — продолжайте эксплуатацию!
Хотя сам по себе возраст автомобиля вряд ли может с абсолютной точностью свидетельствовать о том, что далее автомобиль использовать уже опасно. Тут важнее его техническое состояние, а его можно контролировать и без каких-либо дополнительных запретов.
Углубить техосмотр
В принципе, цель регулярного технического осмотра в том именно и состоит, чтобы определить, соответствует ли транспортное средство требованиям безопасности. А заключение специалиста и есть допуск автомобиля к движению.
В следующем году контроль за проведением и прохождением техосмотра как раз таки должны ужесточить. Диагностическая карта будет оформляться только в электронном виде, за ее подделку введут большие штрафы (в некоторых случаях — даже уголовную ответственность).
Каждый прибывший на пункт ТО автомобиль начнут фотографировать, загружая в Единую автоматизированную информационную систему фотографию с координатами.
А с 27-го июля вернут и штрафы (2 тыс. рублей) за отсутствие подлинной диагностической карты.
Сейчас, кроме того, техосмотр хотят расширить, включив в него проверку работоспособности «кнопки» ЭРА-Глонасс, тахографа и пр.
Однако с таким же успехом его могут и углубить. Пусть и не до такой тщательности, с какой на СТО в желании заработать пытаются найти все малейшие неисправности, но все равно с большим списком требований.
Контролировать, прошел ли каждый автомобиль техосмотр и не выезжает ли он на дороги вопреки заключению специалиста, могли бы, по примеру пилотного проекта по ОСАГО, с помощью дорожных камер.
Или все-таки экология?
Вместе с тем в Комитете Государственной Думы, представители которого и попросили продумать запрет на старые автомобили, не могут четко объяснить, за что именно они ратуют: то ли за безопасность дорожного движения, то ли за экологию, то ли сразу за все одновременно.
Потому что если исключительно за экологию, то тогда непонятно, зачем устанавливать предельный возраст эксплуатации транспортных средств. В таком случае маркером должен быть экологический класс автомобиля.
Министерство промышленности и торговли, кстати, ранее уже и без отдельных «указаний» парламентского комитета предложило (пока только на словах) свой вариант запрета.
Конфисковывать автомобили с превышением допустимого содержания загрязняющих веществ в выхлопных газах.
Хотя зачем конфисковывать, тоже непонятно… «Качество» выхлопных газов и так проверяют при проведении техосмотра. Усилить техосмотр, подключить камеры — и с большой вероятностью автовладельцам ничего больше не останется, как перестать эксплуатировать неэкологичные автомобили.
Есть же еще и экологические зоны!
В июле 2017-го года Правила дорожного движения дополнили знаками «Зона с ограничением экологического класса транспортных средств».
Автомобили с меньшим, чем указано на знаке, экологическим классом (а с 1-го июля 2021-го года — и автомобили, в чьих документ экологический класс не указан), въехать на такую территорию не могут. Штраф — 500 рублей.
30-го декабря прошлого года вступил в силу закон, который дает право местным органам власти самостоятельно расставлять у себя такие знаки. То есть: запрещать въезд в свои населенные пункты и города неэкологичным автомобилям.
В принципе, с таким набором действующих нормативно-правовых актов можно больше ничего и не принимать. Чем больше будет экологических зон, чем выше будут их требования и чем протяженнее территория, тем больше у перевозчиков стимулов обновлять свой автопарк.
Таким образом можно обойтись и без конфискации с запретами.
Запрещать вообще не обязательно
Если уж на первом плане действительно забота о безопасности дорожного движения, то можно ведь не огулом ограничивать срок эксплуатации, а разрабатывать для транспортных средств конкретные требования. С четким пониманием, для чего именно эти требования нужны.
Так, например, в Евросоюзе хотят обязать с 1-го июля 2020-го года размещать на каждом грузовике специальную наклейку, указывающую велосипедистам на «мертвую зону» автомобиля.
Одновременно думают запустить программу установки системы обнаружения объектов в «мертвой зоне» с тем, чтобы к ноябрю 2028-го года ей были оборудованы все используемые модели грузовиков.
Плюс, весной уже решили сделать обязательным (сразу — для новых моделей, потом — для всех) наличие детектора усталости водителя, алкометра для блокировки зажигания, парктроника, системы автоматического резкого торможения и др.
Подобные требования можно продумать и у нас. И хотя на советские модели такие системы вряд ли можно будет установить и кому-то все равно придется покупать новые автомобили, это в любом случае не будет прямым запретом с отсутствием выбора.
Вот только за чей счет?
Сейчас в России, по подсчетам «Автостата», из приблизительно 4 млн. грузовиков чуть ли не каждый третий (около 1,13 млн.) был произведен еще во времена Советского Союза (то есть точно старше 25 лет). Еще больше — почти 63% — не соответствуют даже экологическому классу «Евро-2».
Обновление автопарка идет медленно. В прошлом году к 4 млн. не прибавилось даже и 100 тыс. новых грузовиков.
И что будет, если все устаревшие и неэкологичные автомобили вывести с рынка? И главное: кто возместит убытки их владельцам? Сомнительно, что все расходы возьмет на себя федеральный бюджет.
Он может, по примеру действующей сейчас программы льготного лизинга, предоставить какие-то субсидии. Но это — стимул для обновления, а уж точно не компенсация потерь.
Если же требования будут касаться только коммерческого транспорта, то цель в виде безопасного дорожного движения будет достигнута разве что наполовину: по данным ГИБДД, около 2,15 млн. грузовиков зарегистрированы на физические лица.