Итоги недели: Казахстан решил усложнить обход санкций для российских компаний

6 февраля 2023 г.11:45

Итоги недели: Казахстан усложняет обход санкций для российских компаний

pxhere.com

При этом Польша в условиях тех же самых санкций решила уже и не обмениваться разрешениями с Беларусью, а «КамАЗ» объявил, что научился санкции преодолевать.

Российских перевозчиков (и не только!) лишили доступа на международный рынок

Впрочем, конечно же, это преувеличение (каемся, заради заголовка), а речь идет исключительно о Казахстане.

Там по итогам прошлого года все-таки спохватились и увидели, что активная перерегистрация российских и белорусских перевозчиков, попавших под санкции ЕС, привела к тому, что своим, местным, компаниям к международным перевозкам уже гораздо тяжелее добраться. Да и дозволов на всех как-то не хватает…

По словам председателя правления Союза автоперевозчиков и экспедиторов Казахстана Асели Садыковой, за 2022-й год количество грузовых автомобилей, зарегистрированных в республике и допущенных к международным перевозкам, увеличилось в 2,3 раза.

Чтобы как-то стабилизировать ситуацию, с 20-го февраля в Казахстане изменят правила допуска к международным автомобильным перевозкам.

А именно: допуск разделят на два вида — с применением иностранного разрешения и без оного.

И начинать транспортные компании будут с допуска без применения иностранного разрешения — то есть с довольно ограниченного числа стран, куда они смогут выполнять перевозки.

И только через два года они смогут получить допуск с применением иностранного разрешения.

Таким образом, с 20-го февраля допуск перевозчиков Казахстана на международный рынок будет поэтапным.

Вот только…

Вот только это затронет не только российские и белорусские компании (которые в большинстве своем еще весной-летом 2022-го года успели перерегистрироваться в Казахстане), но и просто новые предприятия. В том числе и казахстанские

Тем более что не очень понятно, что будут делать с теми допусками, которые уже массово выдали в прошлом году…

А Польша уже решила и не «играть» в дозволы

А именно: на 2023-й год Польша не будет обмениваться дозволами с Беларусью.

Впрочем, это совсем не значит, что в 2023-м году грузовые перевозки между Польшей и Беларусью остановятся.

Польские перевозчики по-прежнему смогут въезжать в приграничную зону Беларуси (а именно так сейчас выполняются перевозки Беларуси со странами ЕС), поскольку, несмотря на отсутствие обмена разрешениями, они все равно смогут получить белорусские дозволы.

В прошлом году в Беларуси для иностранных перевозчиков открыли автоматизированную систему «Дозвол», где они могут купить необходимое им количество разрешений того или иного вида.

Белорусским же перевозчикам польские разрешения сейчас не очень-то и нужны, так как в соответствии с санкциями ЕС они не могут выполнять грузовые перевозки на территории Евросоюза.

Отсутствие весогабаритного контроля просят продлить, а для Калининградской области — взвешивание грузовиков вообще отменить

Речь идет о весогабаритном контроле грузовых транспортных средств, который проводится в пунктах пропуска на границе.

Весной прошлого года в России грузовики с продовольствием и товарами первой необходимости от такого контроля освободили, и совокупно это освобождение продлилось до 1-го февраля 2023-го года.

Сейчас же структуры, защищающие интересы калининградского бизнеса, просят мораторий на весогабаритный контроль фур с социально значимыми товарами продлить до конца 2023-го года.

При этом одновременно они считают, что грузовики, которые везут товары из России в Калининградскую область, следует от пограничного весогабаритного контроля на это же время избавить полностью.

Потому что именно калининградские перевозчики, прежде выполнявшие перевозки главным образом в Европу, от европейских санкций пострадали больше всего.

Правда, услышат ли их просьбу, пока непонятно…

А санкции продолжают давить на комплектующие…

С одной стороны, правда, «КамАЗ» объявляет, что с февраля запускает производство грузовых автомобилей последнего поколения К5, полностью не зависящих от поставок комплектующих из «недружественных» стран.

Однако с другой стороны, в России еще на четыре месяца, до 1-го июня, продлевают послабления для новых транспортных средств.

Те самые послабления, которые вводились на фоне дефицита комплектующих и которые, например, разрешают выпускать автомобили с нулевым экологическим классом, хотя прежде минимальным был экологический класс «Евро-5».

Таким образом, получается, недостаток комплектующих в автопроме, несмотря на все попытки импортозамещения и обращения к «дружественным» странам, до конца преодолеть все еще не удалось.

Только если в отдельных сегментах, как в случае с «КамАЗом»…

Лес разрешили грузить на грузовики

В том смысле, что с 1-го февраля лесоматериалы из России разрешили вывозить автомобильным транспортом.

Правда, только через три пункта пропуска на границе с Казахстаном («Бугристое», «Озинки» и «Петухово») и через пункт пограничного контроля «Красная горка» на границе с Беларусью.

При этом вывозить лесоматериалы под кодами ТН ВЭД 4403, 4404, 4406 и 4407 можно как в страны ЕАЭС, за исключением Армении, так и в третьи страны.

Транзит санкционной продукции по территории России с 1 марта подорожает

Речь идет о той продукции, которая самой Россией запрещена к ввозу в Россию.

С 15-го июля 2020-го года, напомним, транзит такой продукции по территории РФ возможен только под электронными навигационными пломбами.

С 1-го марта 2023-го года использование таких пломб в очередной раз подорожает. Рост тарифов составит 15%.

То есть если сейчас использование одной пломбы в течение одних суток стоит 5 429 рублей, то с 1-го марта стоимость услуги увеличится до 6 243 рублей.

В стоимость использования электронной навигационной пломбы входит ее наложение, снятие и посуточная аренда.

И напоследок: на грузовики навесят алкозамки

По крайней мере, соответствующий ГОСТ уже утвердили, он вступит в силу с 1-го апреля 2023-го года.

Правда, какое-то обязательное использование алкозамков (устройств, препятствующих запуску двигателя при обнаружении паров этанола в выдыхаемом водителем воздухе) пока не предусматривается.

ГОСТ только регулирует требования к таким приборам, причем указанный стандарт ориентирован именно на алкозамки для грузовиков и автобусов.

Предусматривается, что информация с них (о блокировании движения автомобиля из-за опьянения водителя) может поступать в органы полиции, в информационно-навигационные центры, а также непосредственно в саму транспортную компанию.

То есть на данный момент алкозамки могут быть вспомогательным средством контроля своих водителей для компаний, выполняющих пассажирские и грузовые перевозки.

Однако ранее не исключалось, что алкозамки станут не просто вспомогательным, а обязательным для всех новых машин средством.

Ну, или хотя бы  устройства обяжут ставить на автомобили тех, кто попался на нетрезвом вождении