Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 2 квартал 2021 года

Дайджест: заправки работают на грани доходности, но предпосылок для роста цен на топливо нет

22 марта 2021 г.10:33

Дайджест: основные события в транспортной сфере начиная с 1 марта

Да, одна из основных проблем нескольких последних недель (а вернее — месяцев) — это ситуация на топливном рынке.

Поскольку после 1-го марта мы не выпустили ни одного дайджеста, вспомним еще про новый неновый знак для обозначения дорожных камер, который из невидимых тоже сделал их невидимыми, а также, естественно, про инициативу московских властей перенаправить грузовой поток на платную ЦКАД.

Предпосылок для роста цен на топливо нет

К 12-му марта цена бензина АИ-92 на бирже, пробив рекордный максимум, выросла с начала года на 12,33% (потом, правда, все-таки пошла вниз). При этом средняя цена в рознице поднялась в пределах 2,5% (то есть значительно (в пять раз) меньшими темпами).

Оптовые цены не то что сравнялись с розничными, а временами даже превышают их. На деле это значит, что заправки продают топливо дешевле, чем его закупают.

По данным главы «Петромаркета» Ивана Хомутова, по состоянию на 12-е марта чистая маржа продажи бензина АИ-92 на АЗС составляла -1,5 рубля на литр. АЗС, иными словами, отработали с отрицательной для себя доходностью.

Однако при всем при этом в Министерстве энергетики нас продолжают уверять, что предпосылок для резкого роста цен на топливо нет.

И знаете, что самое странное, их ведь действительно нет.

Потому что это только там, где работают законы рынка, кажется очевидным: если так значительно растут оптовые цены, то в соответствии с ними должны подниматься и розничные (а как же иначе существовать бизнесу?!).

У нас же цены действительно сдержат (не то, чтобы они вообще не вырастут, но не так, как это должно было бы быть).

Все просто. Нефтяным компаниям не мешают зарабатывать на экспорте подорожавших нефти и нефтепродуктов. Плюс, им уже пообещали увеличенные компенсации из бюджета, поскольку с 1-го мая начнет применяться скорректированная формула демпфирующего механизма.

То есть: тылы для того, чтобы держать цены на своих АЗС, у них есть.

Сам бюджет благодаря все той же подорожавшей нефти тоже пополнился и имеет возможности для «поддержки» нефтяников.

А то, что у независимых АЗС нет таких резервов, чтобы компенсировать отрицательную маржу и не повышать существенно цены, так это проблемы независимых АЗС.

Все, что им остается, так тешиться надеждой, что вот скоро нефтяники опустят оптовые цены и со временем, через несколько месяцев, они смогут выйти на более ли менее положительную маржу.

Стоит ли уточнять, кто от такого сдерживания цен действительно несет чувствительную для себя нагрузку и на кого, получается, по большому счету плев… все равно?

Что еще интересно, так это позиция Счетной палаты, которая сразу увидела такие же риски роста цен на топливо, как в 2018-м году, а потом, после волны отрицаний со стороны Министерства энергетики, уточнила, что на самом деле эти риски минимальны.

Давайте сравним.

И в 2018-м году, и с начала этого года цена на нефть неуклонно пошла вверх, из-за чего как тогда, так и сейчас нефтяные компании нарастили экспорт за счет внутреннего рынка нефтепродуктов.

В январе этого года запасы топлива на внутреннем рынке были минимальными за последние шесть лет (то есть: даже меньше, чем весной 2018-го года).

Правда, сейчас действительно нефтяные компании по указанию Правительства их нарастили.

И тогда, и сейчас на фоне подорожания нефти и дефицита топлива оптовые цены на него резко пошли расти.

По сути, между двумя годами разница лишь в том, что тогда над заправками не висело обязательство сдерживать рост цен в пределах инфляции, а сейчас у них этот долг есть.

Выходит, вся минимальность рисков — в требовании не повышать?

Ах да, есть же еще демпфирующий механизм! Вот только в этот раз он, разработанный как раз таки для минимизации рисков, по сути, сам таким дополнительным риском и стал.

Потому что в 2020-м году не нефтяникам, а нефтяники выплатили по демпферу в бюджет 400 млрд. рублей, а потому, естественно, не преминули воспользоваться ростом цен на нефть для компенсации своих убытков.

К 1-му сентября все дорожные камеры станут «видимыми»

Помните, как в 2019-м году Владимир Путин поручил сделать все дорожные камеры видимыми для водителей?

С 1-го марта это поручение исполнили. В Правилах дорожного движения появился новый знак для предупреждения о комплексах фотовидеофиксации.

Ну, как новый! Абсолютно та же табличка, которая из разряда знаков дополнительной информации перешла в разряд информационных знаков.

Но нет, не просто перешла. Изменились правила ее установки.

Если прежнюю табличку можно было ставить только со знаками, указывающими на то, на фиксацию каких именно нарушений ПДД работает камера, то для «новой» такое требование необязательно.

Она может висеть сама по себе и просто говорить о том, что вот там впереди дорожная камера есть. На что именно она работает, водителя, получается, предупреждать не будут.

Еще одно изменение — это правила установки таблички в городе.

А именно: в самом городе, где много дорожных камер, таких табличек теперь может вообще не быть. Будет просто стоять одна общая на въезде в населенный пункт.

И вот смотрите, что получается: видимость всех дорожных камер обеспечили так, что теперь в крупном населенном пункте каждая камера по отдельности не видна и точно так же не видна специфика работы комплексов.

И тут стоит вспомнить, зачем вообще нужны дорожные камеры и почему о них нужно предупреждать, хотя, казалось бы, водитель и так должен соблюдать Правила дорожного движения без всяких там предупреждений.

Дорожные камеры ставятся на аварийно опасных участках для того, чтобы снизить аварийность. Если камера будет стоять без знака, то какой-нибудь лихач как ехал, так и поедет себе дальше: бюджет, конечно, благодаря ему получит штраф, но повышенный риск ДТП при этом все равно останется.

Знак же предупреждает водителя «Будь внимателен!», указывает, в чем именно ему нужно быть внимательным (не превышать скорость, не выезжать на обгон и пр.) и хотя бы угрозой штрафа заставляет вспомнить о ПДД и тем самым снижает аварийность на участке дороги.

Быть же предельно внимательным, например, на территории всей Москвы, будем честными, далеко не каждый водитель удержится…

Кстати, в столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД) уже заявили, что к 1-му сентября (а именно тогда старый вариант таблички уйдет из ПДД и останется только «новый») все предупреждающие знаки в Москве действительно уберут и заменят его одним общим на въездах в город.

В ЦОДД, правда, уточняют, что камеры все равно будут видимыми, поскольку информация о них есть в навигаторах. Но разве навигатор является обязательным устройством в автомобиле? А если нет, то как обеспечивается требование видимости всех камер для водителей, которые ездят без него?

Ах да, это проблемы самих водителей, а не ведомств, долженствующих бороться с аварийностью на дорогах…

С 5 мая весь московский грузовой транзит перенаправят на платную ЦКАД

А именно: с Московской кольцевой дороги хотят убрать все транзитные грузовики, а не только большегрузы от 12 тонн.

Большегрузам от 12 тонн еще в конце февраля запретили беспропускной въезд на МКАД даже в ночное время, хотя прежде с 22.00 до 06.00 они могли двигаться по дороге без всяких там разрешений.

Правда, для остальных грузовиков сроки такого решения все-таки несколько отложили — с 5-го апреля на 5-е мая.

Ага, внезапно оказалось, что владельцы грузовиков от 3,5 тонн, которым прежде пропуск требовался только для въезда внутрь Третьего транспортного кольца, не готовы с 5-го апреля к новым правилам.

И ведь можно было бы сразу предположить, когда в начале марта подписывали документы об ограничениях для транспорта от 3,5 тонн, что срока в меньше месяца (до 5-го апреля) вряд ли хватит даже для того, чтобы самим подготовиться и изменить пропускную систему в город.

Потому что это надо ведь теперь предусмотреть, что пропуск на въезд вглубь МКАД требуется не только 12-тонникам…

Но это даже удивительно, что спохватились за пару недель до момента X, а не за пару дней…

Кстати, новый документ уже подписан: с 5-го мая грузовые автомобили массой от 3,5 тонн смогут передвигаться по МКАД только при наличии пропуска на въезд в Москву. Тем, кто просто едут транзитом, придется ехать транзитом по платной ЦКАД.

Что еще интересно: требование это будет распространяться и на иностранных перевозчиков. Если сразу им хотели сделать послабления, оставив беспропускное «окно» с 22.00 до 06.00, то теперь они будут подчиняться общим правилам: никакого безразрешительного движения по МКАД.

И напоследок вспомним про тахографы

С 1-го марта требование ездить с тахографом стало действовать и в отношении грузовиков до 12 тонн (категория N2) экологического класса Евро-3 и ниже, принадлежащих физическим лицам.

Таким образом, на данный момент из числа тех, кто возит свои грузы для себя, без тахографа могут ездить только владельцы грузовиков от 3,5 до 12 тонн с Евро-4 и выше.

Это «пока» продлится до 1-го июня текущего года. После 1-го июня, получается, все грузовики в стране должны будут быть с тахографами.