В ответ на ограничение транзита в Калининград: Россия может запретить ввоз товаров через страны Балтии
6 июля 2022 г.09:44
Пресс-служба Правительства Калининградской области
Власти Калининградской области подготовили четыре варианта ответных мер на запрет транзита ряда грузов в регион через территорию Литвы, сообщает ТАСС, ссылаясь на слова губернатора региона Антона Алиханова. Один из самых серьезных вариантов — полный запрет на ввоз товаров в Россию через страны Балтии, еще три других глава области решил пока не озвучивать.
«Мы свои предложения официальным порядком направили [федеральным властям]. Пунктов там четыре, собственно один, финальный — я назвал. Там есть еще другие предложения, … но я не думаю, что стоит сейчас озвучивать новые меры, всегда должны быть джокеры в рукаве. Пусть у нас их будет три еще», — отметил Антон Алиханов в эфире канала «Россия 1» в программе «60 минут».
Он уточнил, что крайней мерой мог бы стать запрет транзита из стран Балтии на территорию России.
«Это полный запрет на любой транзит и любой ввоз товаров из трех прибалтийских государств в Российскую Федерацию, за исключением Калининграда. То есть калининградский транзит мы сохраняем и возможности для калининградских производителей двигаться через Прибалтику, а вот всю остальную территорию [РФ], скажем так, ограничиваем и отсекаем от Прибалтики», — сказал глава Калининградской области, подчеркнув, что такое решение будет иметь для государств Балтии серьезные последствия.
«Для их транспортного комплекса это будет сокрушительный удар, потому что если посмотреть на карту, то мы понимаем, что прибалтийские порты, прибалтийские железные дороги — они работают только в связке с Россией, с «Российскими железными дорогами» и с транзитом, который идет через нашу страну. Поэтому 30% экономики Литвы, которые впрямую связаны с функционированием железнодорожной инфраструктуры, порта Клайпеда в том числе, они просто… Ну, их можно будет закрывать на следующий день после такого решения», — пояснил Антон Алиханов.
Однако издержки будут для всех
Губернатор Калининградской области отметил, что если учитывать косвенный эффект от запрета на транзит балтийских грузов через территорию России, то, в частности, для Литвы он может достичь половины экономики. Эти издержки лягут на Евросоюз, в частности на Германию как на одну из ведущих экономик ЕС.
«Понятно, к кому прибалтийские государства будут обращаться в случае введения ответных мер Российской Федерацией — к Евросоюзу, а значит, по сути, к Германии. То есть Германия должна будет оплачивать вот эти политические решения, политическую истерику, которую устраивает литовская власть», — подчеркнул Антон Алиханов, заметив, что этим объясняется сдержанная позиция Берлина.
«Думаю, что немецкое Правительство с учетом тех сложностей в экономике, которые у них сейчас уже появляются в связи с их же антироссийским экономическими мерами, обеспокоено еще и тем, что им еще и счет будут выставлять», —пояснил он.
Вместе с тем глава региона признал, что с последствиями такого решения столкнется и Калининградская область.
«Конечно, для нас это тоже создаст определенные сложности, трудности. Это вынудит нас, наверное, со временем перевести полностью весь наш товарооборот с основной территорией Российской Федерации на морские суда, но я считаю, что в качестве такой финальной ответной меры этот вариант необходимо озвучивать. Необходимо говорить о том, что мы сделаем в случае, если они не откатят обратно, если они не вернут калининградский транзит в нормальное состояние, которое было до их незаконных санкций», — пояснил Антон Алиханов.
Потребуется до 22 судов
По подсчетам главы Калининградской области, в случае полного перевода транзита товаров в регион с сухопутного на морской путь понадобится до 22 судов разного типа. В то время как сейчас на линии «Усть-Луга – Балтийск» работает четыре судна и еще одно недавно вышло на линию между портом Бронка и Калининградом.
«Если говорить про наши потенциальные ответные меры по полному запрету ввоза и вывоза с территории Прибалтики товаров, то нам понадобятся, по нашим расчетам, 20-22 судна разного типа, которые бы обслуживали этот морской мост. Это полностью закроет потребности региона в ввозе продукции сюда и вывозе готовой продукции на территорию Российской Федерации», — отметил Антон Алиханов.
По его словам, регион сейчас находится в ожидании принятия политического решения. Если оно будет найдено, то массовый вывод новых судов на линию не потребуется. При этом, однако, если ситуация сохранится такой, какая она есть сейчас, то региону необходимо еще до четырех-пяти новых судов, чтобы обеспечить регулярную поставку в область санкционных грузов.
«Если оно не будет найдено, то еще порядка четырех-пяти судов нужно на линию, чтобы обеспечить товарооборот, который связан именно с санкционными грузами», — уточнил глава региона, обратив внимание, что большая часть товарооборота сохраняется и в железнодорожном, и в автомобильном формате.
Он также напомнил, что в сентябре на линию «Усть-Луга – Балтийск» должен выйти новый паром «Генерал Черняховский», который строился специально для Калининградской области. При этом в марте текущего года один из двух новых паромов — «Маршал Рокоссовский» — уже приступил к работе.
На 30% дороже, чем по земле
По оценкам президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александра Калинина, морской транзит грузов в Калининградскую область выходит, в среднем, на 30% дороже, чем сухопутные перевозки.
«Конечно, это будет удорожание серьезное, плюс по срокам — это будет [дополнительное время], нужно же еще найти эти паромы дополнительные. Нужны будут субсидии, особенно логистические, гораздо в более серьезном масштабе, чем сейчас. … Я думаю [перевозка по морю будет стоить дороже] процентов на 30, по опыту», — пояснил он.
В свою очередь, ранее власти Калининградской области действительно говорили о том, что морские перевозки санкционных грузов в регион планируют субсидировать: государство будет компенсировать разницу в цене между доставкой по морю и доставкой по землю. Соответствующие предложения уже внесены в федеральное Правительство.
Еще возможные варианты ответных действий
Прежде Антон Алиханов в качестве возможной ответной меры на ограничения транзита грузов в регион называл запрет на маркировку импортного алкоголя в странах Балтии. По предварительным оценкам, это должно лишить страны Балтии порядка 300 млн. евро ежегодного оборота.
«Если говорить про ответные меры, я приведу пример. У нас до недавних пор практически 100% импортного алкоголя ввозилось через территорию Литвы и Латвии. Этот импортный алкоголь там хранился, там маркировка была нашими акцизными марками российскими, и потом он довозился литовскими компаниями на территорию РФ», — пояснял глава Калининградской области, подчеркивая, что «можно вполне себе запретить маркировку импортного алкоголя, если она производится, например, на территории Прибалтики».
Вместе с тем недавно в интервью изданию «Прайм» он озвучил и более компромиссный вариант решения проблемы. По мнению Антона Алиханова, можно было бы в сотрудничестве с Литвой создать специальный прямой транспортный коридор в Калининградскую область.
«Может, какую-то автодорогу внутри этого коридора сделать, которая была бы, скажем так, ограничена каким-то выделенным коридором, за пределы которого невозможно съехать. Хайвей такой, как ж/д, так и автомобильный, без возможности свернуть в Литву в сторону Калининграда», — уточнил он.
История вопроса
С 18-го июня Литва ограничила железнодорожный и автомобильный транзит грузов по своей территории между Калининградской областью и основной частью России. Под санкции попало около 30% грузов, которые теперь запрещены к перевозке через Литву. Это, главным образом, строительные материалы (цемент, металл и т.п.), а также некоторые виды промышленного оборудования, бытовая техника, автомобильные шины и запчасти и мн. др.
В общем, все те категории товаров (их можно найти по ссылке), которые ранее были запрещены к экспортно-импортным операциям между Россией и странами ЕС.
Вместе с тем в конце июня агентство Reuters сообщало, что Евросоюз может исключить транзит в Калининградскую область через Литву из ограничений, чтобы разрядить конфликт с Москвой.