С 18 июня Литва ограничила железнодорожный грузовой транзит в Калининградскую область

20 июня 2022 г.14:48

С 18 июня Литва ограничила ж/д грузовой транзит в Калининградскую область

commons.wikimedia.org

С полуночи субботы, 18-го июня, литовская железная дорога перекрыла транзит между Калининградской областью и основной частью РФ большого перечня товаров, попавших под европейские санкции. Как сообщает ТАСС, в Москве заявили «решительный протест» против таких действий Литвы, назвав их нарушением международно-правовых обязательств. При этом автомобильный транзит грузов через Литву продолжается.

Как уточнил губернатор Калининградской области Антон Алиханов, под запрет попало 40-50% номенклатуры грузов, которые перевозились между Калининградской областью и другими российскими регионами. Речь идет о строительных материалах, металлах и другой «важной и для строительства, и для производства готовой продукции».

При этом транзит угля по железной дороге не ограничен до 10-го августа, а бензина и дизельного топлива — до 5-го декабря.

Продолжают выполняться и автомобильные грузоперевозки через Литву между Калининградской областью и основной частью России. Они, напомним, стали исключением из запрета для российских перевозчиков въезжать на территорию Евросоюза.

«Транзит автотранспортом идет в обычном режиме. Продолжаем работать, как и работали. В отношении автотранспорта [литовской стороной] ничего не заявлялось», — рассказала ТАСС пресс-секретарь Калининградской областной таможни Оксана Иванова.

Позиция Литвы

Объясняя решение об ограничении железнодорожного транзита, в Вильнюсе сослались на позицию Еврокомиссии. По словам министра иностранных дел Литвы Габриэлюса Ландсбергиса, запрет был введен после консультаций с Европейской комиссией и по ее рекомендациям.

Так, в своем уведомлении АО «LTG Cargo» (Национальная государственная железнодорожная компания Литвы) ссылается на пояснения Европейской комиссии по действию запретов, предусмотренных Регламентом ЕС № 833/2014 от 31-го июля 2014-го года «Об ограничительных мерах в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию в Украине». В компании сообщили, что товары и технологии, которые по указанному регламенту запрещены к перевозке, будут перевозится из Российской Федерации в Калининградскую область (или из Калининградской области в Российскую Федерацию) с условием, что дата их погрузки будет не позже чем 17-го июня 2022-го года включительно.

«Указанные товары или технологии, дата погрузки которых будет позже указанной, не смогут быть приняты к перевозке через Литовскую Республику в соответствии с Регламентом (если нет других условий, предусмотренных Регламентом, при наличии которых соответствующая перевозка разрешена, например исключение по выполнению договоров, заключенных до определенной даты, разрешение, выданное компетентными органами, и т.д.)», — поясняется в документе.

В свою очередь, глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель в понедельник, 20-го июня, комментируя реакцию России на ограничения, заявил, что «ситуация в Калининграде несопоставима с ситуацией в Украине», поскольку блокада черноморских портов Россией затрагивает «весь остальной мир».

Реакция России

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал решение Вильнюса беспрецедентным и незаконным. Он отметил, что в ближайшие несколько дней будет проведен «серьезный, глубокий анализ с тем, чтобы выработать ответные меры», но не уточнил, какими могут быть шаги российской стороны.

В то же время в понедельник, 20-го июня, в МИД России вызвали временную поверенную в делах Литвы Виргинию Умбрасене, которой был заявлен «решительный протест». Решение Вильнюса назвали нарушением международно-правовых обязательств, включая совместное заявление РФ и Евросоюза о транзите от 2002-го года, потребовав незамедлительной отмены ограничений.

В МИД также заявили, что Россия оставляет за собой право «на действия по защите своих национальных интересов», если грузовой транзит в Калининградскую область и обратно не будет в ближайшее время восстановлен в полном объеме. О каких действиях идет речь, в сообщении внешнеполитического ведомства не говорится.

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов также подчеркнул незаконность литовского решения и напомнил, что оно противоречит обязательствам, которые взял на себя Вильнюс при вступлении в ЕС в 2004-м году. По его мнению, шаг Литвы можно трактовать как «попытку удушения» российского региона.

Последствия для Калининграда

При этом Антон Алиханов назвал ситуацию «неприятной, но решаемой». Он подчеркнул, что она требует срочной отправки дополнительных судов на линию «Усть-Луга – Балтийск». По словам главы Калининградской области, они выйдут на маршрут в течение недели.

«Мы с Минтрансом [РФ] передислоцировали из других морей еще один сухогруз, который курсирует на линии «Усть-Луга – Балтийск», для того чтобы перераспределить запрещенные литовцами к транзиту товары. Нам могут понадобиться дополнительные суда. Мы посчитали максимальный объем этих судов. Это семь дополнительных судов, они есть на Балтике, с некоторыми компаниями, называть пока не буду, отработали. В понедельник [20-го июня] проводим с ними совещание, и в течение [5-7] дней они готовы предоставить нам условия и поставить их на линию», — рассказал Антон Алиханов в своем видеообращении к жителям региона.

Дополнительные суда будут заниматься перевозкой металлоконструкций, металла и других «сухих» грузов. «Хочу всех успокоить, у нас действующие паромы, действующие суда, в частности Ursa Major, которая пришла недавно с Черного моря, она загружена в разные дни бывает на 10-30%, у нас в некоторые дни достаточно свободные мощности и на действующих наших судах. Все мы перевезем. Паромный комплекс у нас справится с тем, чтобы грузы принять в Калининградской области или отправить из Ленинградской области», — успокоил губернатор Калининградской области.

В свою очередь, и руководитель пресс-службы Правительства Калининградской области Дмитрий Лысков в ответ на запрос ТАСС заверил, что дефицита потребительских товаров в регионе не будет.

Вместе с тем в интервью телеканалу «Россия-1» Антон Алиханов отметил, что без железнодорожного транзита между Калининградской областью и основной частью РФ не смогут нормально работать порты стран Балтии.

«Мы же видим, что экономика ЕС находится под серьезным давлением от тех мер, которые ими самими принимаются. Я не понимаю, на что рассчитывает Прибалтика, потому что если посмотреть на карту, то необходимость существования прибалтийских портов без транзита, без взаимосвязи с РФ, она вообще ставится под сомнение. Мы не можем предположить, что прибалтийские порты будут задействованы хоть на какую-то мощность без транзита через территорию РФ», — заявил он.