Губернатор Калининградской области: На запрет транзита в Калининград можно ответить запретом маркировать алкоголь
21 июня 2022 г.10:21
Пресс-служба Правительства Калининградской области
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов считает, что ответной мерой на ограничение Литвой железнодорожного транзита между регионом и основной частью России может стать запрет на маркировку импортного алкоголя в странах Балтии. Об этом, как передает ТАСС, он заявил в эфире стрима «Антонимы с Антоном Красовским» в «ВКонтакте». По оценкам главы Калининградской области, такой шаг нанесет странам Балтии ущерб в 300 млн. евро ежегодно.
«Если говорить про ответные меры, я приведу пример. У нас до недавних пор практически 100% импортного алкоголя ввозилось через территорию Литвы и Латвии. Этот импортный алкоголь там хранился, там маркировка была нашими акцизными марками российскими, и потом он довозился литовскими компаниями на территорию РФ. Два года назад мы попросили начать эксперимент и маркировку забрать в Калининград, нам дали такую возможность, сейчас этот эксперимент распространен на несколько других регионов», — рассказал Антон Алиханов.
«Но я считаю, что в этих условиях можно вполне себе запретить маркировку импортного алкоголя, если она производится, например, на территории Прибалтики. Это лишит, по нашим оценкам, прибалтийских государств порядка 300 млн. евро ежегодного оборота», — отметил губернатор Калининградской области.
Он подчеркнул, что на сложившуюся ситуацию в первую очередь «нужно реагировать дипломатическим путем». Однако при этом отметил, что в случае, если договориться с Евросоюзом не удастся, то у России «есть огромное число возможностей осложнить жизнь, в том числе и транспортного комплекса прибалтийских государств».
Вместе с тем губернатор Калининградской области рассчитывает, что посол Евросоюза в России Маркус Эдерер «предложит какое-то решение со своей стороны и будет конструктивен» в общении с МИД России, поскольку он неоднократно бывал в Калининграде и знает специфику региона.
Запрет на транзит
С 18-го июня Литва ограничила железнодорожный транзит между Калининградской областью и основной частью России. Под запрет попали не все грузы, а те товары, на поставки которых ранее были наложены санкции ЕС. Однако, по оценкам региональных властей, это около 40% номенклатуры грузов, перевозимых до этого по железной дороге транзитом через Литву.
При этом вспоследствии их доля должна увеличиться: в августе предполагается ограничение на перевозки угля, а в декабре — на перевозки бензина и дизельного топлива.
Таким образом, сейчас основным путем доставки грузов в Калининградскую область становится паромная линия «Балтийск – Усть-Луга». На федеральном и региональном уровнях в данный момент как раз решается вопрос наращивания ее мощностей.
Одновременно остается действующим и автомобильный транзит через Литву, однако автомобильный транспорт не сможет в полной мере обеспечить необходимый объем поставок.
Транзит или transfer?
Вместе с тем Антон Алиханов считает, что даже в соответствии с регламентом ЕС введение ограничений на железнодорожный транзит является спорным моментом.
Так, в своем официальном телеграм-канале губернатор Калининградской области отметил, что в официальных документах о запрете, на которые ссылается Еврокомиссия, фигурирует английское слово transfer, которое в юридическом языке означает передачу, но не транзит.
«То есть передача от российских юридических или физических лиц лицам Евросоюза. В случае с калининградским транзитом понятно, что никакой передачи лицам Евросоюза не происходит, идет транзит. Это другое слово и другое юридическое определение. Слово transfer не является определением слова «транзит», то есть это не синонимы», — пояснил Антон Алиханов, подчеркнув, что по документам санкционные товары запрещены лишь во взаимной торговле между ЕС и Россией.
По его мнению, власти Литвы должны дополнительно разъяснить, что означает ограничение на транзит отдельных видов грузов в Калининград из других регионов России.
В своем видеообращении в телеграм-канале Антон Алиханов также сообщил, что литовские железнодорожники направили дополнительный запрос в Еврокомиссию по поводу запрета калининградского транзита.