Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

В Беларуси разработан национальный сегмент единой системы ЕАЭС по использованию электронных пломб

17 сентября 2019 г.13:04

В Беларуси разработан национальный сегмент единой системы ЕАЭС по использованию электронных пломб

«РТ-Инвест Транспортные Системы»

Национальный сегмент единой системы транзита Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для использования программы электронных навигационных пломб разработан в Беларуси. Об этом сообщил председатель Государственного таможенного комитета республики Юрий Сенько в эфире телеканала «Беларусь 1», пишет агентство БелТА в понедельник, 16-го сентября.

«В Беларуси была разработана программа использования электронных пломб, был определен национальный оператор. Соответствующие программные продукты плотно увязаны с программными продуктами таможенной службы Беларуси. Мы провели эксперименты по контролю за движением грузов под сопровождением пломбы до России и Казахстана и обратно. И ни один груз не исчез, маячок отслеживался на всем пути. Пломбы белорусского производства зарекомендовали себя очень положительно. А сейчас мы со своим национальным оператором разработали национальный сегмент белорусского участка, чтобы этот участок мог состыковываться с оператором другого государства», — рассказал Юрий Сенько.

Таможенный комитет реализует проекты и по другим направлениям. Только за текущий год было проведено 8 экспериментов различного плана, все были признаны успешными. «Любую инициативу нужно всегда взвесить, посмотреть, какие последствия она может повлечь. Не упростим ли мы работу границы настолько, что перемещение товаров станет бесконтрольным? Мы должны оценивать предложения, поэтому проводим эксперименты на определенный срок и смотрим результаты», — отметил он.

Электронные пломбы — это навигационные устройства, которые работают через все системы спутниковой связи. Электронная пломба позволяет в режиме реального времени отслеживать местонахождение транспортного средства. Это обеспечивает прозрачность и безопасность перевозки товаров, решает проблему несанкционированного доступа к грузу, исключает так называемый ложный транзит, контрабанду и другие коррупционные риски. 

Напомним, что первый этап проекта по применению электронных навигационных пломб в Беларуси был завершен в конце апреля 2019-го года.  В эксперименте, который длился на протяжении 1 месяца, поучаствовало девять таможенных пунктов. Во время него белорусские таможенники запломбировали 168 грузовиков, средняя скорость процедуры установки электронной пломбы составила 10 минут.

Второй этап эксперимента стартовал в мае на двух пунктах таможенного оформления. В его рамках таможенники проводили мониторинг в режиме online автомобилей международных перевозчиков. В проекте участвовало два пункта таможенного оформления «Бенякони-1» и «Минск-Белтаможсервис-2».

В этом году белорусская сторона планирует провести еще один эксперимент по применению электронных навигационных пломб с участием государств-членов ЕАЭС. При этом страны ЕАЭС уже договорились о создании единой системы электронного пломбирования, благодаря которой появится возможность отслеживать транзитные перевозоки товаров на их территории.

В России также проводили пилотный мониторинг грузов с использованием электронных пломб. Он стартовал между Россией и Казахстаном в середине сентября 2018-го года и проводился в течение 1 месяца. Оператором навигационных пломб выступила компания-оператор системы Платон «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС). Проект признали успешным.

Подчеркнем, что с 1-го июля 2019-го года по территории России разрешили транзитом перевозить санкционные грузы под навигационными пломбами. Однако в России пока еще не выбрали единого оператора электронных пломб. В качестве временной меры и до того как его выберут, устанавливать электронные пломбы может неограниченное число компаний. Однако есть две компании, у которых есть большой шанс на это.

Так, в июле уже был готов проект концессионного соглашения между Правительством и «дочкой» РТИТС — «Центром Развития Цифровых Платформ», по которому государство должно было выделить компании 22 млрд. рублей в качестве компенсации затрат на установку пломб. Компанию  поддерживало Министерство транспорта РФ. Однако позже, до того как соглашение было заключено, АО «ГЛОНАСС» также предложило свою кандидатуру. Сейчас Правительство РФ должно выбрать из двух операторов. Однако нельзя исключать, что на его место могут претендовать и другие компании.