У России есть масштабная транспортная работа как минимум на ближайшие 15 лет — создание Трансарктического коридора
24 сентября 2025 г.09:00

Пресс-служба ОАО «РЖД»
В России планируют развивать Трансарктический транспортный коридор, который в будущем сможет забрать до 15% грузового потока у Суэцкого канала, поскольку он значительно сокращает морской путь между Азией и Европой. Правда, для того чтобы это произошло, необходимо провести действительно масштабные работы — построить и модернизировать морские и речные порты, выполнить дноуглубление рек, проложить автомобильные и железные дороги в арктических районах, создать флот высокого арктического класса, обеспечить приемлемые условия жизни в Арктике для специалистов и преференции для бизнеса, привлечь международный транзит и мн.др. По мнению министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, на это может потребоваться не менее 15 лет. Однако в итоге Россия сможет предоставить мировому сообществу действительно выгодный логистический маршрут.
Выступая на пленарной сессии Восточного экономического форума (ВЭФ), который в начале сентября прошел во Владивостоке, президент РФ Владимир Путин подчеркнул особую роль создаваемого Трансарктического транспортного коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Этот логистический маршрут, по сути, является эволюцией Северного морского пути, проходящего в водах Северного Ледовитого океана. Однако, помимо морского сообщения, он включит в себя сеть автомобильных и железных дорог, обеспечивающих выход к арктическим портам, а также речные подходы.
«Это комплексная система, которая должна объединить морской, железнодорожный, автомобильный виды транспорта. Она позволит использовать потенциал наших крупнейших рек — таких как Обь, Енисей и Лена. Все должно работать в единой системе», — указал глава государства.
«Впереди и работа, что называется, «на берегу». Имею в виду развитие связи и навигации, систем обслуживания судов и аварийно-спасательной инфраструктуры. И конечно, речь идет о модернизации морских портов в Арктике и на Дальнем Востоке», — добавил он.
Таким образом, создание Трансарктического транспортного коридора потребует масштабных связанных между собой мероприятий на протяжении всей Арктической зоны РФ, а также в регионах Сибири, Урала и Дальнего Востока.
Как отметил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, эти работы можно считать «бизнес-планом развития Арктики на следующие 15 лет».
Основными вызовами при этом являются строительство ледокольного флота и флота ледового класса, создание космической группировки, расшивка «бутылочных горлышек» подъездных путей и портов. В итоге, если проект действительно будет реализован, арктическая экономика станет новым реальным мощным двигателем для страны на десятилетия вперед, считают в Министерстве транспорта РФ.
Морские порты
В целом, Трансарктический коридор пройдет от Санкт-Петербурга до Владивостока, однако использование на маршруте Архангельска обеспечит сокращение транзитного времени перевозок на 7-8 суток.
Сейчас как раз уже принят проект по строительству в Архангельске нового порта по самым современным образцам. Он, во-первых, будет глубоководным, а во-вторых, сможет принимать суда круглый год. Порт планируют ввести в эксплуатацию к 2030-му году.
Возможностями круглогодичной навигации обладает также порт в поселке Проведения на Чукотке. При этом он имеет еще и такое уникальное преимущество, как выгодное географическое положение, а именно — близость к Берингову проливу.
Власти региона рассчитывают создать здесь перегрузочный морской хаб, который сможет обрабатывать до 200 тыс. тонн грузов в год к 2030-му году, а в долгосрочной перспективе — не менее 5 млн. тонн грузов в год.
Одновременно в регионе намерены провести модернизацию порта Певек — самого северного порта России и ключевого логистического узла Восточной Арктики.
Сейчас сроки навигации на этом участке Северного морского пути достигают 115 дней, а грузооборот по итогам прошлого года составил 377 тыс. тонн. Если запланированные работы будут выполнены (а они предусматривают строительство новых специализированных причалов, обновление инфраструктуры порта, создание новой электростанции в Певеке мощностью 75 МВт и мн.др.), то эти показатели увеличатся до 175 дней и 700 тыс. тонн соответственно.
В принципе, развитие Трансарктического транспортного коридора потребует реконструкции действующих и строительства новых морских гаваней во всей арктической зоне.
Так, например, власти Якутии ожидают, что интерес к новому логистическому маршруту ускорит строительство порта в районе Тикси. Порт Найба тоже должен стать глубоководным. При этом, по словам главы республики Айсена Николаева, он обеспечит «безаварийную работу всего Севморпути между Диксоном и Певеком».
Железные дороги
Основным новым проектом, который хорошо ложится в модель Трансарктического транспортного коридора, станет Северо-Сибирская железнодорожная магистраль. Тем более что она откроет также выход к Северному морскому пути не только для регионов Сибири, но и для Монголии и Китая.
Изучить вопрос ее строительства Владимир Путин поручил еще осенью 2023-го года.
На данный момент возможный грузопоток по новой железной дороге оценивается в 115 млн. тонн в год, а стоимость реализации проекта — в 8 трлн. рублей.
При этом, как рассказал председатель исполнительного комитета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Геннадий Гусельников, к созданию магистрали могут привлечь частный бизнес. Тем более что, как ожидается, почти половина ее грузопотока придется на экспорт угля, а потому угледобывающие компании действительно заинтересованы в строительстве нового железнодорожного коридора.
По предварительным оценкам, дорога может окупить себя в горизонте 20 лет.
Одновременно развитие нового логистического маршрута может стать стимулом для возобновления работ по строительству Северного широтного хода в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).
Этот проект пытаются реализовать уже в течение нескольких лет, однако сейчас он практически поставлен «на паузу». Хотя данная магистраль не только обеспечит выход к арктическим портам, но и соединит между собой Северную и Свердловскую железные дороги.
Трансарктический транспортный коридор в принципе потребует создания сети железных дорог на севере страны. И недавно, кстати, Правительство РФ как раз таки поручило профильным ведомствам подготовить предложения по развитию Арктического железнодорожного полигона. Первые доклады по этому вопросу должны быть представлены уже в начале следующего года.
Арктический флот
Еще в июне прошлого года «Росатом», который является оператором Северного морского пути, и китайская компания New New Shipping подписали соглашение о создании совместного предприятия, которое в том числе займется вопросами строительства судов высокого арктического класса ARC7.
Однако пока детали этого проекта только прорабатываются, а первый подобный контейнеровоз, который сможет обеспечить круглогодичные перевозки по маршруту, в лучшем случае смогут спустить на воду где-то через три года.
При этом для полноценных перевозок по Северному морскому пути требуется целый отдельный флот высокого арктического класса — танкеры, газовозы, контейнеровозы и пр., а также атомные ледоколы, которых, по словам координатора экспертного совета Проектного офиса развития Арктики Александра Воротникова, уже не хватает для устойчивой работы Трансарктического коридора.
«Работа по развитию Трансарктического коридора, в первую очередь, идет на берегу. Именно там строятся суда, которые работают на Трансарктическом коридоре. Это и атомные ледоколы, которых уже не хватает для устойчивой работы Трансарктического коридора. Это также и строительство новых судов высокого арктического класса: танкеров, газовозов, контейнеровозов, которых у нас мало или просто нет. То есть необходимо развитое судостроение и судоремонт», — подчеркнул эксперт.
Он также указал, что требуется и развитая портовая речная инфраструктура, которая позволит не только осуществлять перевалку грузов из Сибири и Урала, но и создавать там мощности по их переработке и производить товары с более высокой добавленной стоимостью.
Как следствие, необходимо уделить внимание еще и созданию речного флота и речных мультимодальных хабов с промышленными зонами.
Основа грузооборота — сырье?
На данный момент по Северному морскому пути главным образом действительно перевозится сырье, а также осуществляются поставки жизненно важных товаров в труднодоступные районы страны в рамках т.н. «северного завоза».
По словам главы «Росатома» Алексея Лихачева, подобная тенденция сохранится и на ближайшие 10-15 лет.
«Пока математический просчет и модель основываются в первую очередь на развитии проектов «Роснефти», «Лукойла», «Норникеля». Ближайшие десятилетия, а то и полтора, именно эти проекты будут в экономической основе всех процессов, которые идут на Северном морском пути как основе Трансарктического транспортного коридора (ТТК)», — пояснил он.
Кроме того, на Северный морской путь и Трансарктический коридор рассчитывают частично перенаправить экспортные потоки угля, сняв таким образом нагрузку с Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей.
Так, например, власти Хакасии ожидают, что новый логистический маршрут сможет взять на себя до 15% экспортных объемов угля из республики.
«При таких условиях Трансарктический коридор может стать важным элементом диверсификации экспортных потоков и снижения логистических рисков для угольной отрасли Хакасии», — отмечает председатель Верховного совета региона Сергей Сокол.
В то же время на Северном морском пути постепенно развиваются и контейнерные перевозки. Как уточнил Алексей Лихачев, в прошлом году по маршруту было выполнено 14 таких рейсов, в этом году планируется, что их число вырастет до 20.
Расчет на Китай и международный транзит
При этом российские власти рассчитывают, что развитию Северного морского пути в отдельности и всего Трансарктического коридора будут способствовать усилия китайских компаний, для которых путь через воды Северного Ледовитого океана существенно сокращает сроки доставки товаров в Европу по сравнению с использованием Суэцкого канала.
И действительно, в прошлом году все та же китайская компания New New Shipping и порт Архангельска запустили проект «Арктического экспресса» по перевозке грузов по Северному морскому пути.
Плюс, на днях из китайского порта Нинбо должно было выйти судно, следующее по Северному морскому пути в европейские порты Феликстоу, Роттердам, Гамбург и Гданьск.
Российские власти рассчитывают также привлечь к развитию Трансарктического коридора Индию и ОАЭ.
При этом недавно в МИД КНР подтвердили, что «Китай готов совместно с прибрежными государствами Северного Ледовитого океана, включая Россию, а также другими заинтересованными странами укреплять международное сотрудничество в области строительства и эксплуатации инфраструктуры арктического маршрута, совместно продвигать его освоение и использование».
В результате, если на Трансарктический коридор удастся привлечь постоянный международный транзит, этот логистический маршрут может забрать до 15% грузового потока у Суэцкого канала, считает начальник Управления президента РФ по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков.
«Сегодня более 80% мировой торговли проходит морем, и существующие коридоры испытывают перегрузки и растущие издержки. В таких условиях Арктический маршрут способен стать реальной альтернативой. По оценкам различных институтов, включая наших партнеров, он может забрать минимум 15% перевозок по Суэцкому каналу», — пояснил он.
Особые условия для бизнеса
Для развития Трансарктического транспортного коридора требуется еще и создание особых льготных условий для бизнеса, причем не только для логистического, но и для тех предприятий, которые будут открываться на Крайнем Севере страны.
На данный момент, кстати, уже действует Арктическая зона РФ, которая является самой большой в мире территорией с особыми условиями для ведения бизнеса.
Как пояснил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, здесь предельно упрощены условия получения льгот: это сокращенные в 4 раза социальные взносы, помощь государства в подключении инфраструктуры и обеспечении капиталом на льготных условиях, работа институтов развития в режиме «одного окна» и пр.
Однако чтобы ведение бизнеса на такой территории было востребовано, необходимо еще и создание достойных условий для жизни в арктической зоне для специалистов и их семей.
Причем речь идет не только о строительстве жилья и предоставлении льготной ипотеки, необходимо в принципе обеспечить транспортную доступность северных районов, предусмотреть использование создаваемой автомобильной и железнодорожной инфраструктуры для пассажирских перевозок.
Кроме того, требуется модернизация северных аэродромов и аэропортов. Правда, по словам министра транспорта РФ Андрея Никитина, она уже проводится.
«Не менее значима транспортная доступность для работающих на территории специалистов. В рамках этих задач у нас реализуется серьезная программа по реконструкции и капитальному ремонту аэродромов и посадочных площадок, находящихся в зоне Арктического коридора», — рассказал он.
В свою очередь, в пресс-службе ведомства уточнили, что всего на территории Арктической зоны зарегистрировано 49 аэродромов гражданской авиации и 330 посадочных площадок, из них 14 должны модернизировать к 2030-му году.
Большие инвестиции
Как сообщалось ранее, к 2035-му году в развитие Трансарктического транспортного коридора планируют вложить порядка 20 трлн. рублей.
Однако если проект действительно удастся реализовать в ожидаемых масштабах, то он точно должен окупить все эти инвестиции.