В развитие Трансарктического транспортного коридора инвестируют почти 20 трлн. рублей

20 августа 2025 г.15:54

В развитие Трансарктического коридора инвестируют почти 20 трлн. рублей

Пресс-служба ОАО «РЖД»

К 2035-му году в развитие Трансарктического транспортного коридора в общей сложности инвестируют почти 20 трлн. рублей. Этот транспортный коридор, который включает в себя как непосредственно Северный морской путь, проходящий в водах Северного Ледовитого океана, так и железнодорожные и автомобильные подходы к арктическим портам, гарантирует определенную логистическую независимость России, особенно в условиях действующих санкционных ограничений. Кроме того, он выгоден и Китаю, поскольку значительно сокращает сроки доставки товаров в Европу. В целом, как подчеркнул в комментариях ТАСС доктор экономических наук, профессор Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Фадеев, развитие Трансарктического транспортного коридора усилит экспортный и транзитный потенциал России.

По сути, проект Трансарктического транспортного коридора является эволюцией Северного морского пути. Но если Северный морской путь предусматривает главным образом морской маршрут доставки товаров, то Трансарктический коридор включает в себя еще и железнодорожные и автомобильные подходы к арктическим портам с обеспечением их связности между собой.

При этом Трансарктический коридор также планируют интегрировать с приоритетным маршрутом «Север-Юг», что даст выход северным регионам страны на Ближний Восток и зону Индийского океана.

«Развитие трансарктического коридора усиливает экспортный потенциал России, создавая новые конкурентные преимущества как в доставке углеводородов на существующие рынки, так и создавая возможности для эффективного экспорта своей продукции своим партнерам», — подчеркнул в комментариях ТАСС Алексей Фадеев.

Одновременно он указал, что в случае присоединения Северного морского пути к транспортному коридору «Север-Юг» номенклатура грузов, которые могут пойти через Мурманский транспортный узел (МТУ), будет существенно увеличена. Это может быть не только традиционная продукция минерально-сырьевого комплекса, нефтеналивные грузы, сжиженный природный газ (СПГ), а также грузы самого широкого спектра — от товаров народного потребления до IT-оборудования и автомобилей.

«Важно помнить, что в настоящее время Китайская Народная Республика является главным внешнеторговым партнером для 140 стран из 193 государств, входящих в состав ООН. Китай является «мировой фабрикой», производящей практически все. Все это требует ритмичных поставок потребителям, многие из которых находятся в западном полушарии. И в этом смысле Северный морской путь — оптимальное решение для формирования эффективно работающих логистических потоков», — пояснил эксперт.

«А принимая во внимание потенциальную «врезку» МТУ (международного транспортного коридора – прим.) в транспортный коридор «Север-Юг», мы можем предполагать транспортировку этих товаров в режиме «реверса» в направлении стран ближнего Востока и зону Индийского океана», — добавил он.

По словам Алексея Фадеева, реализация проекта «Трансарктический коридор» — это не просто доставка грузов из пункта А в пункт Б. Это, прежде всего, развитие территорий и сопряженных коммуникаций, в том числе строительство т.н. Северного широтного хода — железной дороги, обеспечивающей подъезд к портам Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).

Правда, недавно сообщалось, что в реализации этого проекта, то есть Северного широтного хода, пока поставлена пауза, поскольку он не имеет достаточной для окупаемости грузовой базы.

В целом же, как напомнил эксперт, «в проекты, прямо или косвенно связанные с Северным морским путем, будет инвестировано 19,5 трлн. рублей до 2035-го года».

«Так, только для развития портовой инфраструктуры ожидается выделение 1,8 трлн. рублей. ... В то же время только объем налоговых отчислений от реализации данных проектов превысит 21 трлн. рублей», — отметил Алексей Фадеев.

«Освоение территорий и развитие логистического потенциала может косвенно ускорить и долгожданный процесс газификации ряда арктических регионов, которая станет экономическим стимулом для создания новых видов производств и модернизации существующих предприятий, значительному снижению себестоимости выпускаемой продукции и, как следствие, будет способствовать общему экономическому развитию регионов», — подытожил он.

Транзитная же составляющая Трансарктического коридора, по некоторым оценкам, может стать вторым по размерам источником дохода для российской Арктики после добычи природных ресурсов.

Вместе с тем использование Трансарктического коридора и Северного морского пути в отдельности осложняется климатическими условиями той местности, по которой проходит логистический маршрут.

Так, например, на данный момент круглогодичные перевозки грузов по Северному морскому пути если и возможны, то только с применением специального ледокольного флота, что значительно увеличивает стоимость транспортных услуг, а потому нивелирует такое его преимущество, как сокращение сроков доставки товаров. Тем более что сложная ледовая обстановка может влиять и на эти сроки, лишая логистический маршрут предсказуемости.

Для выполнения круглогодичных перевозок по Северному морскому пути необходимо еще построить специальный флот особого высокого арктического класса. На данный момент госкорпорация «Росатом» (оператор Северного морского пути) и китайская компания New New Shipping заключили соответствующее соглашение, однако к непосредственным работам пока не приступали.

В лучшем случае первое судно высокого арктического класса смогут спустить на воду приблизительно через три года.

Одновременно и наземная часть Трансарктического транспортного коридора отличается низкой транспортной доступностью, то есть недостаточным (или полным отсутствием) автомобильных и железных дорог и их ненадлежащим качеством.