Проект Северного широтного хода — все?
24 июня 2025 г.15:51

Пресс-служба ОАО «РЖД»
Для строительства железнодорожной магистрали в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) — Северного широтного хода (СШХ) — нет достаточной грузовой базы. Расчетная стоимость проекта сейчас оценивается в 800 млрд. рублей, однако имеющиеся объемы не оправдывают такой объем инвестиций. Об этом в интервью ТАСС рассказал глава Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Таким образом, проект Северного широтного хода по-прежнему откладывается, хотя, по сути, он должен стать важной частью Трансарктического транспортного коридора (ТТК), обеспечив подходы к Северному морскому пути.
«Продолжается доработка проекта Северного широтного хода. Его расчетная стоимость уже превышает 800 млрд. рублей, и пока грузовой базы, которая бы оправдала такие инвестиции, не набирается», — отметил Алексей Чекунков.
При этом, правда, он уточнил, что инвестиции в создание новых железнодорожных подходов, в том числе Северного широтного хода, будут оправданы с развитием грузового потока по Северному морскому пути (СМП) и внутренним водным путям.
«Со временем, с ростом перевозок по СМП, развитием внутренних водных путей, будет нарастать и меридиональный поток грузов, рост перевозки грузов в направлении «Север-Юг», не только «Запад-Восток», и с ростом таких меридиональных перевозок будут оправданы инвестиции в создание новых железнодорожных подходов», — пояснил министр.
Напомним: проект Северного широтного хода, который должен соединить Северную и Свердловскую железные дороги, рассматривается уже на протяжении чуть ли не десяти лет. Так, например, еще осенью 2018-го года сообщалось, что «Росжелдор» заключил концессионное соглашение о строительстве железнодорожной магистрали. Предполагалось, что ее общая протяженность составит 686 км. При этом потребуется также реконструкция действующих участков Северной и Свердловской железных дорог.
Однако в ноябре 2022-го года вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил, что реализация проекта Северного широтного хода в ЯНАО приостанавливается, поскольку первоочередное внимание необходимо уделить проектам по расширению Восточного полигона (Транссиба и БАМа) и созданию Мурманского железнодорожного узла.
Вместе с тем сейчас в России, которая находится в условиях санкционных ограничений, приоритетное значение получил морской транспортный коридор, проходящий в водах Северного Ледовитого океана, — Северный морской путь, так как он полностью находится в акватории РФ, а для других стран Азии обеспечивает более короткие сроки доставки товаров в Европу.
При этом на основе Северного морского пути в России в принципе хотят создать масштабный Трансарктический транспортный коридор, который будет включать в себя автомобильные и железнодорожные подходы к арктическим портам, а также внутренние водные пути.
Северный широтный ход, по идее, как раз таки и должен был бы стать частью этого транспортного коридора. Тем более что сейчас в России рассматривается еще проект Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Владимир Путин поручил изучить вопрос ее строительства осенью 2023-го года). Это дорога должна обеспечить Китаю и Монголии выход к Северному морскому пути, а для этого, по сути, она должна «влиться» в Северный широтный ход в ЯНАО.