В Архангельске построят новый порт по образцу мировых лидеров по цифровизации и роботизации

23 сентября 2025 г.09:00

Архангельск станет главными воротами Северного морского пути

Пресс-служба губерантора Архангельской области

В Архангельске создадут глубоководный хаб по образцу китайских Тяньцзиня и Нинбо-Чжоушаня — мировых лидеров по грузообороту, уровню цифровизации и роботизации. В результате, один из старейших портов России станет главными воротами Северного морского пути — приоритетного для РФ транспортного коридора. Проект нового «умного» глубоководного порта в конце лета в послании Законодательному собранию представил глава региона Александр Цыбульский. Новую гавань планируют открыть к началу 2030-х годов. К этому же времени в регионе рассчитывают почти в пять раз нарастить грузооборот.

Логистика расширяется в глубину

Строительство нового глубоководного порта мощностью до 25 млн. тонн грузов в год будут вести в районе Куйбы. Морская гавань сможет принимать суда водоизмещением до 75 тыс. тонн, причем ожидается, что она обеспечит российскому северу круглогодичный выход в Мировой океан.

Параллельно будет модернизирована и существующая инфраструктура. Так, в Маймаксе построят новый рыбный терминал мощностью до 5 судов одновременно, реконструируют терминал «Экономия», углубят дно канала и в целом восстановят речную логистику.

«Новый порт — это не только логистика. Это шанс перезапустить целые отрасли экономики. Для его работы потребуется около 65 новых судов, это гарантированные заказы для наших верфей», — подчеркнул в послании губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

Цифровой хаб Арктики

При этом будущий Архангельский порт позиционируется как самый современный в Арктике. Полная цифровизация, онлайн-оформление грузов за сутки, единый доступ к данным для участников — все это должно обеспечить скорость и прозрачность, необходимые современной международной логистике.

Климатическое преимущество также на стороне Архангельска: в отличие от заполярных портов, здесь менее суровые условия навигации.

Архангельская область в принципе является началом кратчайшего маршрута из Европы в Азию.

За пять лет объем морских перевозок здесь вырос в 1,3 раза, экспортно-импортная перевалка — в 3 раза. В 2023-м году в регионе был установлен рекорд по перевалке контейнеров — 230 тыс. тонн, что в 30 раз больше, чем в 2017-м году. По проекту «Арктический экспресс №1» в 2024-м году из Архангельска было отправлено 13,5 тыс. контейнеров в Китай. Грузооборот порта стабильно превышает 5 млн. тонн в год.

«Плюс Архангельска в том, что порт близок к европейской части России, где сложная структура грузов: не только сырье, но и товары, которые хорошо подходят для перевозки в контейнерах. Здесь действительно большой потенциальный рынок: поток грузов идет и на импорт, и на экспорт, контейнеры не бывают пустыми ни в одну из сторон и эффективность перевозок не снижается», — отмечает глава Экспертного совета Комитета по промышленной политике Российского союза промышленников и предпринимателей Моисей Фурщик.

«Но при этом важно обеспечить высокотехнологичность таких поставок, ведь для контейнерных перевозок очень важны сроки, контроль, необходима интеграция в том числе с системами «РЖД». И, насколько я понимаю, сейчас в Архангельской области этому вопросу уделяется значительное внимание. Это создает перспективу, что маршрут через этот порт будет востребован грузовладельцами», — добавляет он.

По словам главы Архангельской области, проект глубоководного порта — это новая модель экономики региона.

«Сильная промышленность и новые рабочие места дадут нам возможность инвестировать больше в образование, здравоохранение, культуру, благоустройство. То есть развитие порта напрямую связано с развитием социальной сферы», — констатировал Александр Цыбульский.

Вместе с тем реализация проекта потребует системной поддержки государства и интереса бизнеса. Для привлечения инвестиций уже сегодня формируются необходимые условия: расширяется территория опережающего развития «Столица Севера», прорабатывается локализация выпуска строительных материалов.

Северный морской путь: трафик оживляется

Цель, которую ставит себе регион до 2030-го года, — превратить Архангельск в основной транспортный хаб Арктики, почти в пять раз увеличить грузооборот и стать главными воротами Северного морского пути. Этот амбициозный план может стать драйвером не только для региона, но и для всей экономики России, особенно в контексте переориентации грузовых потоков на Восток.

На данный момент по Северному морскому пути в рамках проекта «Арктический экспресс №1» уже осуществляются перевозки между Архангельском и китайскими портами. В середине сентября на маршрут должно было выйти судно из Китая, которые впервые выполнит рейс в Европу транзитом через акваторию Северного Ледовитого океана.

Таким образом, Северный морской путь является приоритетным не только для России, обеспечивая ей в том числе определенную независимость от санкционных ограничений. Транспортный коридор позволяет значительно сократить время доставки товаров между Европой и Азией по сравнению с наиболее популярным маршрутом через Суэцкий канал.