Возить ли грузы через Казахстан?
21 октября 2025 г.12:42

Официальный портал государственных органов Республики Казахстан
С середины сентября ситуация с доставкой товаров из Китая в Россию через Казахстан серьезно усложнилась. Как отмечают представители логистического рынка, основной причиной этого стало то, что Казахстан ввел практически 100-процентный досмотр грузов, следующих по этому маршруту. Причем усиленные проверки затронули товары, перевозимые как автомобильным, так и железнодорожным транспортом. В результате, на китайско-казахстанской границе скопились и грузовые автомобили, и железнодорожные контейнеры, что, естественно, привело к задержкам при доставке грузов и к росту ставок. Сейчас, по крайней мере на железной дороге, ситуация начинает стабилизироваться. Однако поскольку такие вот усиленные досмотры со стороны Казахстана наблюдаются уже не в первый раз (они в принципе идут волнами начиная с 2022-го года), возникает вопрос: как теперь везти грузы через Казахстан?..
Автомобильный транспорт
Заместитель генерального директора по мультимодальным перевозкам BMJ-Logistics Юрий Фиошкин подтверждает, что усиленнные проверки со стороны Казахстана привели к тому, что на китайско-казахстанской границе скопилось около 10 тыс. грузовых автомобилей, а крупнейший пункт пропуска между двумя странами «Достык/Алашанькоу» оказался практически парализованным.
В итоге, время прохождения границы увеличилось с прежних одних суток до 3-7 дней.
При этом и на границе Казахстана с Россией образовались заторы из грузовиков (порядка 2,5 тыс. фур). Правда, в данном случае ситуация выглядит более неоднозначной, поскольку, по наблюдениям представителей рынка, на нее повлияла еще и переброска мобильных групп ФТС к границе с Казахстаном для усиления борьбы с «серым» импортом.
«В связи с заторами многие логистические операторы переключаются на альтернативные маршруты. Среди основных вариантов — маршрут через «Забайкальск/Маньчжурию», где пропускная способность составляет 400-600 автомобилей в сутки, а время прохождения границы — 1-2 дня. Другой вариант — транзит через Монголию по маршруту «Урумчи-Ташанта-Новосибирск»», — отмечает Юрий Фиошкин.
По его мнению, коллапс на границе напрямую связан с ужесточением таможенного контроля со стороны Казахстана в условиях западного санкционного давления.
«Особое внимание казахстанские таможенные службы уделяют грузам, которые могут подпадать под западные санкции: проверкам подвергается до 99% транзитного импорта, следующего в Россию. В первую очередь — товары двойного назначения (электроника и запчасти), а также продукция западных брендов», — поясняет заместитель генерального директора по мультимодальным перевозкам BMJ-Logistics.
«В текущей ситуации мы рекомендуем импортерам рассматривать альтернативные маршруты и закладывать дополнительные резервы времени и средств для минимизации издержек, которые могут привести к срыву графика поставок», — подытоживает он.
Железная дорога
Со второй половины октября ситуация на железнодорожных пунктах пропуска между Китаем и Казахстаном начала стабилизироваться, однако большие скопления контейнеров с грузами по-прежнему влияют на сроки доставки товаров в Россию, отмечает заместитель генерального директора компании ModernWay Сергей Шмиговский.
«В сентябре пограничная служба Казахстана приняла решение о досмотре каждого контейнера, следующего по данному маршруту (из Китая в Россию транзитом через Казахстан – прим.), для проверки содержимого и выявления грузов, подпадающих под санкции. В результате, движение всех составов было остановлено, что привело к большим заторам на пограничном переходе», — рассказывает он.
В дальнейшем большинство станций в Китае ограничили отправку контейнерных поездов и грузовые потоки были перенаправлены на другие пограничные переходы.
При этом новые составы, которые были отправлены в середине октября, пограничная служба Казахстана уже начала оформлять без значительных задержек.
«Поэтому контейнеры, которые позже прибывали на пограничный переход между Китаем и Казахстаном, в итоге были отправлены раньше прибывших в начале октября», — подчеркивает Сергей Шмиговский.
На данный момент, по его словам, значительных задержек в отправке контейнерных грузов по железной дороге нет.
«Можно отметить только увеличение объема перевозимого груза через другие пограничные переходы, в связи с чем места на контейнерных поездах быстро заканчиваются. Сейчас наша компания принимает заказы с отправкой в начале ноября, так как до конца октября на контейнерные поезда уже нет мест», — поясняет заместитель генерального директора ModernWay.
В среднем же, на данный момент при отправке товаров транзитом через Казахстан время ожидания оформления транзита занимает не более пяти дней, хотя еще несколько недель назад этот срок мог растягиваться до месяца.
Однако сложившаяся ситуация в любом случае значительно повлияла на перевозку грузов, следующих по железной дороге из Китая в Россию. Так, в частности, стоимость перевозки в зависимости от станции отправления выросла на 200-500 долларов.
«Ставки на морские перевозки также выросли, и тарифы все еще продолжают расти. Однако связывать это исключительно с ситуацией на границе Китая с Казахстаном было бы неверно. Рост ставок обусловлен и сезонным увеличением объема грузов, что традиционно оказывает давление на рынок в этот период», — замечает Сергей Шмиговский.
«Если рассматривать ситуацию в целом, досмотры коснулись абсолютно всех, но по большей части пострадали добросовестные перевозчики. Контроль за так называемым «серым» импортом ведется постоянно силами соответствующих структур. Если говорить о санкционном контроле, то это можно осуществить еще до прибытия контейнера на пограничный переход, так как документы на груз поступают заранее и проходят предварительную проверку. При возникновении вопросов со стороны государственных органов контейнер отправляется на досмотр», — поясняет заместитель генерального директора ModernWay.
«Однако в данном случае проверки коснулись практически 100% грузов, что, по нашему мнению, вряд ли можно считать случайностью», — подытоживает он.
Итого
На самом деле, ситуация с ужесточением досмотра грузов, следующих в Россию через Казахстан, возникает уже далеко не в первый раз. Так, например, что-то подобное наблюдалось весной-летом этого года, когда точно так же усилились проверки машин, при этом под контроль попали все товары двойного назначения.
И каждый раз, можно сказать, контроль усиливается одномоментно, после чего в течение пары месяцев ситуация снова стабилизируется.
При этом ранее бывший тогда вице-премьером Казахстана Серик Жумангарин отмечал, что республика не будет поддерживать санкции, введенные в отношении России, однако и местом для обхода ограничений тоже не станет.