«Татнефть» предложила обнулять демпфер каждый раз, когда он приводит к потерям нефтяных компаний

3 апреля 2019 г.14:49

«Татнефть» предложила обнулять демпфер каждый раз, когда он приводит к потерям нефтяных компаний

В «Татнефти» считают необходимым донастроить формулу демпфирующего механизма таким образом, чтобы нефтяным компаниям не пришлось платить повышенные акцизы, когда демпфер становится отрицательным. цитирует ТАСС главу компании Наиля Маганова.

В этом году уже возникла ситуация, когда демпфер, который призван снижать акциз на бензин при цене экспортного паритета выше внутренних цен, стал отрицательным. Из-за этого нефтяные компании в определенные периоды вместо компенсации были вынуждены доплачивать государству. Глава «Лукойла» в свое время оценил приблизительные потери компаний в 15 млрд. рублей.

«Данный механизм требует донастройки, поскольку отрицательный демпфер только усугубил потери по автомобильному бензину, государство обсуждает с нефтяными компаниями варианты. Мы предложили обнулить демпфер, когда цены ниже экспорта, чтобы компании повторно не несли потери, данное предложение находится в Минэнерго», — сказал журналистам Наиль Маганов.

По его словам, обязательства по поставке нефтепродуктов на внутренний рынок, в том числе через биржевые торги, привели к «определенным потерям в оптовом сегменте». «За два месяца 2019-го года сумма потерь [«Татнефти»] по объемам поставок топлива на внутренний рынок оценивается в 660 млн. рублей», — сказал он. За этот же период «Татнефть», по его словам, получила возврат в виде демпфера, что с учетом уплаты «нашлепки» (один из компонентов формулы демпфера) к НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) составило 560 млн. рублей. «К сожалению, они не компенсировали наши потери», — заключил глава «Татнефти».

По словам Наиля Маганова, «Татнефть», так же как и другие нефтяные компании, выступает за донастройку демпфирующего механизма «для обеспечения его корректной работы при разных макроэкономических условиях, в том числе в таких ситуациях, как сложилась в начале года».

Работу демпфирующего механизма, который внедрен в рамках «налогового маневра» в нефтяной отрасли, критиковали руководители «Газпром нефти» и «Лукойла» Александр Дюков и Вагит Алекперов.

Демпфирующий механизм

Демпфирующий механизм, напомним, начал работать с 1-го января 2019-го года в рамках доработанного «налогового маневра». Он был призван компенсировать нефтяникам часть упущенной прибыли от продажи бензина и дизельного топлива за рубежом и стимулировать их продавать топливо в России. Эти меры, в целом, должны были сдержать рост цен на бензин в России за счет создания высокого предложения на внутреннем топливном рынке.

Однако первые два месяца 2019-го года показали, что по бензину демпфирующий механизм не работает: в определенные периоды вместо компенсации нефтяники платили государству повышенные акцизы. Считается, что это произошло из-за низкой разницы между ценой продажи нефти и нефтепродуктов в Европе, что является одной из составляющих формулы демпфера.

Во время прошедшего 21-го марта совещания члены Правительства согласились скорректировать формулу демпфирующего механизма через снижение одного из показателей — условной внутренней цены — с 56 тыс. до 51 тыс. рублей на тонну для бензина и с 50 тыс. до 46 тыс. рублей для дизельного топлива (приблизительно к таким же цифрам, в 50,4 тыс. и 45 тыс. рублей соответственно, условную внутреннюю цену хотели подвести еще в октябре прошлого года).

Вместе с тем, по оценкам Министерства финансов, это решение может привести к выпадающим доходам бюджета в размере до 190 млрд. рублей в год. Сейчас ведомство рассматривает возможности для компенсации этих потерь. Среди них — повышение пошлин на средние дистилляты, введение дополнительных акцизов на газойль, увеличение ставки НДПИ или использование средств из Фонда национального благосостояния.

Добавим также, что в рамках совещания Правительства (а затем и совещания членов Кабинета министров с представителями нефтяных компаний) было решено еще на три месяца, до июля этого года, продлить «заморозку» мелкооптовых цен на топливо и ввести новый механизм в виде лицензирования экспорта: только те компании, которые выполнят свои обязательства по наполнению внутреннего рынка, получат право на внешние поставки.