Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 2 квартал 2021 года
Чтобы избежать убытков: «Роснефть» просит пересмотреть формулу демпфера

По данным издания «Коммерсантъ», «Роснефть» обратилась в Правительство с просьбой пересмотреть формулу демпфера — механизма, который призван стабилизировать цены на топливо на внутреннем рынке. В прошлом году в рамках демпфера нефтяные компании получили из бюджета около 300 млрд. рублей, однако в этом году из-за падения цен на нефть и снижения спроса на топливо платить в бюджет должны уже они, до конца года их суммарные выплаты могут достигнуть 500 млрд. рублей.
Напомним: демпфирующий механизм ввели с 1-го января 2019-го года. При относительно высоких ценах на нефть он, по сути, представляет собой компенсацию нефтяным компаниям части доходов, которые они недополучают, поставляя топливо не на внешний, а на внутренний рынок. Однако в обратной ситуации он работает иначе: нефтяники делают выплаты в бюджет.
Вкратце, расчет демпфера происходит следующим образом: разницу между экспортной и внутренней условной ценой на топливо умножают на коэффициент компенсаций. Для дизельного топлива в этом году такой коэффициент равняется 65%, для бензина — 68%.
В прошлом году формулу демпфера уже пересматривали. Тогда в ситуации, когда мировые цены на топливо начали снижаться, по просьбе нефтяных компаний уменьшили условную внутреннюю цену, увеличив тем самым разрыв с экспортной ценой и, соответственно, выплаты нефтяникам.
Однако в этом году из-за снижения стоимости нефти и сокращения потребления топлива на фоне коронавируса экспортная цена опустилась ниже внутренней условной и прежняя формула нефтяным компаниям стала невыгодна. По данным Reuters, в первом полугодии они уже заплатили в бюджет порядка 230 млрд. рублей, а к концу года выплаты по демпферу могут достигнуть 500 млрд. рублей.
В такой ситуации в своем письме к Правительству «Роснефть» просит изменить внутреннюю условную цену, привязав ее к текущей биржевой цене. На данный момент это могло бы уменьшить убытки нефтяников.
Кроме того, в компании предлагают предусмотреть возможность обнуления демпфера при низких ценах на нефть.
В обратном направлении такой механизм уже работает: компании могут получить компенсации из бюджета только в том случае, если реальная цена топлива на рынке превышает условную не более чем на 10%. Это ввели для того, чтобы у нефтяников был стимул сдерживать топливные цены.
В «Роснефти» считают, что выплаты по демпферу должны отменяться и в условиях, когда реальная цена ниже условной более чем на 10%. Такое, например, было весной этого года. Если бы подобный механизм тогда работал, то нефтяные компании за тот период не должны были бы уплачивать демпфер в бюджет.
В Министерстве финансов на запрос «Коммерсанта» ответили, что предложения «Роснефти» не поддерживают, поскольку они приведут к сокращению бюджетных доходов.
Другие нефтяные компании с тем, что демпфер необходимо корректировать, соглашаются, однако опасаются, что это опять могут сделать за их счет. Поскольку, когда в июле прошлого года формулу демпфера пересмотрели, для компенсации бюджетных расходов увеличили ставку по налогу на добычу полезных ископаемых.

Сейчас читают
Ограничение на транзитный проезд по МКАД грузовиков от 3,5 тонн отсрочили до 5 мая
С 18 марта в ночное время будут ограничивать проезд по трассе М-2 «Крым»
С 1 апреля «площадка» и «город» сольются в один экзамен. Что бы вы по этому поводу хотели спросить?
В Оренбургской области весенние ограничения для грузовиков введут с 29 марта
В Ярославской области весенние ограничения для грузовиков введут с 10 апреля

