На топливном рынке — опасное затишье
3 августа 2018 г.12:26
Росстат уже которую неделю гордо рапортует о снижении цен на топливо. Эксперты от власти тоже уверяют, что ситуация продолжит оставаться стабильной: мол, никаких резких «взлетов» на розничном топливном рынке не ожидается. И хотя «разгонять панику» жуть как не хочется (хочется поверить официальным увещеваниям), кое-какие обстоятельства оптимизма все-таки по-прежнему не внушают.
По данным Росстата, за июль средняя цена на бензин уменьшилась на 7 копеек — с 43,41 до 43,34 рубля за литр. В июне она, кстати, составляла 43,49 рубля за литр. То есть: с того момента, как Правительство «попросило» нефтяные компании не повышать розничные цены, они успели снизиться приблизительно на 15 копеек.
Наилучшее падение, на 21 копейку, показал при этом бензин марки АИ-92, а вот стоимость 98-го бензина, в принципе, в течение двух месяцев оставалась на прежнем уровне в 49,84 рубля за литр.
Цены на дизельное топливо тоже мало изменились: за июль средняя стоимость литра возросла на 1 копейку (с 44,46 до 44,47 рубля за литр), а в целом за два месяца снизилась всего на 7 копеек.
Речь, естественно, идет о средних ценах в среднем по России. От региона к региону они отличаются и друг от друга, и от среднего показателя.
Так, в Москве литр «дизеля» по состоянию на 23-е июля стоил около 44,19 рубля, в Якутске — 53,49 рубля, а в Грозном — 39,09 рубля. За литр АИ-95 в Санкт-Петербурге в тот же период отдавали 45,10 рубля, в Томске — 42,05 рубля, в Симферополе — 48,83 рубля.
Колебания цен в регионах тоже выглядят по-разному. Если в Брянске за неделю с 16-го до 23-го июля цены на бензин снизились на 1,5%, то в Грозном они, наоборот, поднялись на 0,5%.
Общее месячное подорожание бензина в Чеченской Республике составило чуть более 1%, в Якутии — более 2% (при среднем снижении по России на 0,3%).
Впрочем, на фоне только майского повышения цен на бензин на 5,6% даже значение в 2% выглядит стабильностью.
Правительство уверяет, что оно приняло все необходимые меры для того, чтобы топливный рынок так и оставался стабильным, и что не предвидится таких обстоятельств, которые могли бы эту стабильность поколебать.
Члены Правительства РФ, совещание у Президента/Фото: kremlin.ru
Под всеми необходимыми мерами, напомним, оно понимает снижение акцизов на бензин и дизельное топливо и директивное «замораживание» розничных цен. Считается, что угроза увеличения экспортной пошлины до 90% — достаточное основание для того, чтобы нефтяные компании продолжали искусственно сдерживать цены на топливо и даже не думали отпускать их в свободное «рыночное плавание».
Однако есть все-таки обстоятельства, при которых сил сдерживать цены у нефтяных компаний может не хватить.
Уже начинается «битва за урожай»
Цены на бензин и особенно на дизельное топливо в период уборки урожая традиционно «ползут» вверх. Так, в прошлом году в конце сентября дизельное топливо в Краснодарском крае стоило на 1,5% дороже, чем в июне. В 2016-м году стоимость дизельного топлива к осени выросла на 2,5%, в 2015-м — на 2,4%.
И хотя пока цены на топливо в Краснодарском крае, несмотря на то, что к уборке зерновых приступили уже в июне, демонстрируют стабильность (за июль дизельное топливо подорожало, в среднем, на 3 копейки, с начала июня — на 8 копеек), неизвестно еще, как отразится на топливном рынке массовый повышенный спрос.
Впрочем, его еще можно нивелировать. Искусственным сдерживанием. Увеличением поставок на внутренний рынок.
Основную опасность представляют независимые АЗС
На данный момент они, что называется, «бомба замедленного действия»: для них чревато любое малейшее изменение ситуации на рынке, да и «часовой механизм» (то бишь запас прочности) заведен не на бесконечность.
Независимый топливный союз (НТС) подсчитал: только в течение мая из-за того, что оптовые цены тогда росли быстрее розничных (и даже, что само по себе абсурдно, временами их превышали), суммарный убыток АЗС достиг 12,7 млрд. рублей.
«Круглый стол» в Госдуме по проблеме цен на топливо с участием членов НТС, 16-е июля 2018-го года/Фото: zants.ru
И хотя потери независимых АЗС оказались меньше, нежели потери АЗС, принадлежащих нефтяным компаниям: 3,4 млрд. рублей против 9,3 млрд. рублей — финансовое положение первых является куда как более критическим.
Если АЗС вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) могут нести убытки и не думать при этом о закрытии («головной офис» их всегда материально поддержит), то независимым АЗС, живущим исключительно от продажи топлива в розницу, надеяться не на кого. Бесконечно работать себе в убыток они не смогут.
Сейчас же из-за того, что нефтяные компании по «просьбе» Правительства «заморозили» розничные цены на своих АЗС, у независимых операторов нет даже возможности компенсировать понесенные потери.
В течение мая они работали с отрицательной доходностью. По итогам июня, после снижения акцизов на топливо и уменьшения оптовых цен, смогли выйти на нулевую доходность. Сейчас их маржа колеблется в минимальных, от 0 до 5%, пределах при необходимых показателях в 10-12%.
При этом держать цены на таком же уровне, как на АЗС нефтяных компаний, они все равно не могут и вынуждены их повышать. В результате, за несколько месяцев ими уже потеряна значительная часть клиентов: по данным Независимого топливного союза, в Самарской области отток составил порядка 40% клиентской базы.
На то же, чтобы держать цену ниже или хотя бы на уровне с АЗС ВИНК, их запаса прочности не хватает.
По оценкам членов самарского отделения Независимого топливного союза, запаса прочности у местных АЗС осталось на 2-3 месяца. Расчеты, как отмечают эксперты, актуальны и для АЗС из других регионов России.
То есть через 2-3 месяца заправки независимых операторов могут начать массово закрываться. НТС подсчитал: если закроется хотя бы 30% независимых АЗС, ресурсы и инфраструктурные возможности оставшихся в стране заправок позволят обслужить только порядка 46 миллионов автомобилей, в то время как их у нас насчитывается свыше 50 миллионов.
Фото: Олег Богданов, ТАСС
В таких условиях, увы, искусственно сдерживать рост цен вряд ли удастся…
Может, конечно, запаса прочности у независимых АЗС хватит на больший срок и толчком к массовому закрытию станет полуторакратное повышение акцизов на топливо с 1-го января 2019-го года. Может, ситуация вообще каким-то чудодейственным образом выровняется сама собой.
Однако в любом случае заверения Правительства в том, что топливный рынок окончательно стабилизировался, что никакие скачки цен ему не угрожают и что для предотвращения этих скачков приняты все необходимые меры, выглядят явно приукрашенными.
Хотя да, пока на рынке установилось затишье. Опасное затишье.