Мосту все-таки быть?.. Проект моста через Лену в Якутии прошел через госэкспертизу
10 сентября 2024 г.11:54
Пресс-служба Группы «ВИС»
Проектно-сметная документация на мост через Лену в Якутии готова и прошла Главгосэкспертизу. Об этом, как отмечает ТАСС, в эфире телеканала «Россия-24» рассказал глава республики Айсен Николаев. По его словам, на площадке уже начаты подготовительные работы, однако к активной фазе строительства специалисты приступят в следующем году с тем, чтобы к концу 2028-го года ввести в эксплуатацию автомобильный переход, который наконец-то обеспечит круглогодичную транспортную доступность столице Якутии.
«Проектно-сметная документация готова, прошла федеральную госэкспертизу, строительные силы уже подтягиваются. Мы уже не то чтобы на старте, мы уже стартовали», — рассказал Айсен Николаев.
При этом он напомнил, что строительные работы должны быть завершены до конца 2028-го года. «Сейчас в этот осенне-зимний период по плану должны быть проведены подготовительные работы, временные мостовые переходы [установлены], … чтобы в следующем году начались основные работы на русле реки Лена», — пояснил глава Якутии.
В начале августа этого года в пресс-службе Группы «ВИС», которая является концессионером и генеральным подрядчиком проекта, сообщали, что на строительной площадке уже монтируются бетонные заводы, идет подготовка к строительству технологического моста через Табагинскую протоку и обустройству подъездных дорог.
В целом, мост через Лену наконец-то обеспечит круглогодичную транспортную доступность Якутска и других населенных пунктов республики, поскольку сейчас в Якутии вообще нет мостов через Лену, из-за чего даже столица региона не имеет постоянной связи с основной сетью дорог.
Причем разговоры о необходимости строительства транспортного перехода велись еще в советские времена. В начале 2010-х годов казалось, что вот-вот в республике приступят к реализации важного проекта, однако тогда средства, выделенные на мост через Лену, перенаправили на возведение Крымского моста.
Только в конце 2019-го года федеральные власти решили снова вернуться к проекту. Правда, тогда предполагалось, что уже в 2025-м году мост откроют для движения, однако в итоге несколько лет ушло на то, чтобы определить долю федерального и регионального финансирования. Если изначально планировалось, что из федерального бюджета будет выделено около 75% от стоимости транспортного перехода, то потом эту долю снизили до 50%, а в какой-то момент даже настаивали на том, чтобы федеральный грант не превышал 30%.
Причем пока велись эти споры, проект успел значительно подорожать — с 83,4 млрд. рублей в 2019-м году до 220 млрд. рублей к концу 2022-го года.
В результате, еще около полутора лет понадобилось для того, чтобы оптимизировать стоимость транспортного перехода до 130 млрд. рублей.
При этом стоит отметить, что мост будет строиться еще и с привлечением частных инвестиций, из-за чего он будет платным для грузовых автомобилей. В конце 2019-го года в проекте приводились приблизительные тарифы (от 944 до 2 018 рублей в зависимости от габаритов транспортного средства), однако сейчас они уже точно перестали быть актуальными.
Протяженность моста через Лену вместе с подходами составит около 14 км. Он пройдет от села Старая Табага до села Хаптагай Мегино-Кангаласского района. Автомобильный переход позволит создать в Якутске транспортно-логистический узел, где сойдутся железнодорожный, речной и авиационный маршруты, а также федеральные трассы А-331 «Вилюй», А-360 «Лена» и Р-504 «Колыма».
Таким образом, ожидается, что открытие моста не только обеспечит круглогодичную транспортную доступность Якутска и других населенных пунктов, но и приведет к росту грузовых перевозок в регионе в 3 раза, до 6 млн. тонн в год, упростив в том числе и выполнение т.н. «северного завоза».