Ну, наконец-то! В Якутии перешли к активной фазе строительства моста через Лену
8 августа 2024 г.15:56
Пресс-служба Группы «ВИС»
Группа «ВИС», которая является концессионером, инвестором и генеральным подрядчиком проекта по строительству моста через Лену, перешла к активной фазе работ, сообщили в пресс-службе компании. На данный момент на площадки завозятся бетонные заводы, идет подготовка к строительству технологического моста через Табагинскую протоку, подъездных дорог и автозимника. Напомним: изначально мост через Лену, который должен обеспечить круглогодичную транспортную доступность Якутска, планировали ввести в эксплуатацию уже в 2025-м году, однако из-за вопросов по финансированию проекта сроки затянулись.
«Один из крупнейших в России концессионных проектов по созданию мостового перехода через реку Лену в Республике Саха (Якутия) перешел в активную фазу строительства», — говорится в сообщении компании.
В нем уточняется, что на место застройки уже перебазировано более 15 единиц спецтехники, под технологические площадки отсыпано около 30 тыс. куб. метров песка.
Так, в частности, компания закупила два бетонных завода отечественного производства ZZBO, изготовленные в Златоусте Челябинской области. К их монтажу планируют приступить уже в этом месяце.
При этом заводы будут располагаться на обоих берегах реки Лены, что сократит время на транспортировку смеси и обеспечит высокие темпы строительства. На данный момент для их устройства на левом берегу отсыпано более 14 тыс. куб. метров песка, аналогичные подготовительные работы ведутся и на правом берегу.
В целом, наличие на строительной площадке собственных заводов позволит контролировать процесс производства бетона и адаптировать его под конкретные требования проекта. Тем более что, как подчеркивают в компании, установки адаптированы под зимнее использование, что позволит производить высококачественную смесь даже в суровых климатических условиях Якутии.
В среднем, производительность каждого завода составляет 60 куб. метров бетона в час. В первую очередь смесь пойдет на устройство фундаментных конструкций моста, в том числе буронабивных свай.
Кроме того, до наступления зимнего сезона компания планирует построить технологический мост через Табагинскую протоку, организовать подъездные дороги и автозимники и приступить к работам по устройству более 150 буронабивных свай первых пяти опор мостового перехода.
После отсыпки песка на площадках также подготовят фундамент под размещение строительных городков, складов инертных материалов и баз спецтехники.
Долгоиграющий проект
Вообще, строительство моста через Лену, который должен обеспечить круглогодичную транспортную доступность столицы Якутии, обсуждается еще с советских времен.
В начале 2010-х годов казалось, что к реализации проекта вот-вот приступят. По крайней мере, уже были выполнены соответствующие проектные работы и определено финансирование. Однако после 2014-го года это финансирование пошло на строительство Крымского моста.
В конце 2019-го года власти России снова вернулись к вопросу моста через Лену в Якутии. Тогда президент РФ Владимир Путин резюмировал, что «ситуация созрела до реализации». Планировалось, что к строительству транспортного перехода приступят сразу после 2020-го года с тем, чтобы ввести его в эксплуатацию в 2025-м году.
Однако затем начались долгие выяснения, каким образом будут распределены доли федерального и регионального финансирования. Если сразу предусматривалось, что федеральный грант составит 75%, то впоследствии федеральные власти решили снизить его до 30%.
В результате, за это время на фоне инфляции и санкционных ограничений стоимость моста увеличилась с 83,4 млрд. рублей в 2019-м году до 220 млрд. рублей к концу 2022-го года, что вызвало новую волну обсуждений, как оптимизировать проект.
Как следует из последних заявлений вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, сейчас стоимость моста все-таки удалось снизить до 130 млрд. рублей. Региональные власти при этом заверяли, что на безопасности транспортного перехода изменения в проекте никак не должны сказаться. Издержки якобы удалось сократить благодаря пересмотру трассировки левобережных подъездных путей и транспортной схемы доставки инертных материалов.
Сам же автомобильный переход спроектирован в виде трехпилонной вантовой конструкции, которая является уникальной для условий вечной мерзлоты. Длина моста составит 4,6 км (в том числе 2,5 км в русловой части), а общая протяженность новой транспортной инфраструктуры вместе с подходами на левом и правом берегах превысит 14 км.
Мост пройдет в 30 км от Якутска — между селами Старая Табага и Хаптагай на разных берегах Лены. Проезд грузовых автомобилей по нему будет платным.