Министр энергетики: Цены на топливо в России растут темпами значительно ниже инфляции

6 декабря 2019 г.10:55

Цены на топливо в России растут темпами значительно ниже инфляции

kremlin.ru

Демпфирующий механизм позволил стабилизировать топливный рынок РФ, а рост цен на топливо значительно ниже темпов инфляции — 2,7% с начала года против 3,7-4% в октябре 2019-го года. Об этом, как отмечает ТАСС, говорится в статье министра энергетики России Александра Новака в журнале «Энергетическая политика».

«Благодаря демпферу удалось отказаться от соглашений с нефтяными компаниями об ограничении роста цен на топливо, которые действовали до июля 2019-го года. Сегодня мы уже убедились в правильности выбранной тактики: рынок топлива в Российской Федерации стабилен, а рост цен на топливо существенно отстает от темпов инфляции — 2,7% против 3,7-4% в октябре 2019-го года», — говорится в статье.

Ранее заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин также сообщал, что текущий «налоговый маневр» позволил удержать рост цен на автомобильное топливо в пределах инфляции, а цены на бензин растут темпами даже ниже инфляции с учетом повышения НДС с 1-го января 2019-го года с 18% до 20%.

Напомним: чтобы прекратить подорожание топлива, Правительство договорилось с нефтяниками о «заморозке» с 1-го ноября 2018-го года мелкооптовых цен (прежде, с конца мая, действовала «заморозка» розничных цен). С 1-го января 2019-го года в рамках доработанного «налогового маневра» (предусматривает обнуление к 2024-му году экспортных пошлин на нефть) заработал демпфирующий механизм, который должен был компенсировать компаниям потери от «заморозки» цен.

Однако уже к середине февраля стало ясно, что механизм себя не оправдывает: вместо компенсации нефтяники получают убытки. Из-за этого соглашение о «заморозке» цен, которое должно было прекратить свое действие с 1-го апреля, продлили до 1-го июля: был риск, что, получив «разрешение» поднимать цены, компании воспользуются этим, чтобы действительно возместить свои потери.

При этом к 1-му июля механизм демпфера доработали. Во-первых, увеличили коэффициент компенсаций: для бензина — с 60% до 75% (со следующего года — до 68%), для дизельного топлива — с 60% до 70% (с нового года — до 65%). Во-вторых, снизили условную внутреннюю цену (от разницы между экспортной ценой и условной внутренней и высчитывается размер компенсаций): для бензина — на 5 тыс. рублей с тонны, с 56 тыс. до 51 тыс. рублей, для дизельного топлива — на 4 тыс. рублей с тонны, с 50 тыс. до 46 тыс. рублей.

В свою очередь, для того чтобы возместить потери бюджета от увеличения компенсаций нефтяникам, «обложили» акцизом некоторые нефтепродукты, которые ранее акцизом не облагались (включив их в средние дистилляты), а с 1-го октября увеличили ставку по налогу на добычу полезных ископаемых.

Таким образом, по итогам этого года нефтяные компании должны в рамках демпфера получить из бюджета порядка 250-300 млрд. рублей.