Министерство финансов скорректирует формулу демпфера для нефтяников после 2024 года
19 февраля 2021 г.19:41
wikimedia.org
Министерство финансов предлагает скорректировать формулу демпфирующего механизма в 2024-м году, следует из сообщения ведомства. По этой формуле, напомним, рассчитывается сумма компенсаций нефтяным компаниям, что, в свою очередь, должно обеспечить баланс между поставками нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки и тем самым предотвратить резкий рост цен на топливо внутри страны.
«[Предполагается] донастройка демпферного механизма по результатам обсуждения с нефтяными компаниями ситуации на топливном рынке и ценовой конъюнктуры на мировых рынках. В частности, предлагается корректировка в 2024-м году индикативных цен на бензин и дизельное топливо для расчета демпфера, предусматривающая их индексацию на 1%», — говорится в сообщении Министерства финансов.
Индикативные цены на бензин и дизельное топливо — это условные внутренние цены, которые отнимаются от средних экспортных цен, разница умножается на коэффициент (0,68 — для бензина, 0,65 — для дизельного топлива) и объем произведенного топлива — и таким образом получается сумма, которая при высоких экспортных ценах является компенсацией части доходов, которые нефтяные компании не получили, отказавшись от усиленных поставок за рубеж.
Правда, в обратном случае, если экспортные цены ниже внутренних условных, уже нефтяники доплачивают в бюджет.
Условные внутренние цены прописаны в законе вплоть до 2025-го года и, по сути, никак не зависят от динамики рынка. Получается, что запланированная корректировка демпфера в 2024-м году станет его продолжением и в таком виде снова не будет учитывать конъюнктуру рынка. При этом после 2024-го года в соответствии с «налоговым маневром» должны быть обнулены экспортные пошлины на нефть, что сделает ее поставки за рубеж еще выгоднее.
Этот «налоговый маневр», кстати, и стал причиной разработки демпфирующего механизма. В 2018-м году на фоне сниженных экспортных пошлин и повышения цен на нефть нефтяные компании увеличили поставки на внешний рынок, из-за чего на внутреннем возник дефицит топлива и, как следствие, его резкое подорожание (только в течение одного месяца стоимость бензина выросла на 6%).
Компенсации нефтяникам из бюджета должны были стать стимулом для того, чтобы они не «оголяли» внутренний рынок.
Однако в этом году из-за коронавирусных ограничений потребление топлива сократилось и цены на него на внешнем рынке упали, из-за чего нефтяники за десять месяцев перечислили в бюджет порядка 400 млрд. рублей. В связи с этим они уже дважды обращались в Правительство с просьбой скорректировать формулу демпфирующего механизма. Так, «Роснефть» предлагала привязать условные внутренние цены к биржевым, а «Газпром нефть» — повышать их чуть медленнее: не на 5%, как в соответствии с законом произошло в этом году, а на 2%.
В Министерстве финансов в обоих случаях от изменения демпфера отказались, поскольку это угрожало бы доходам бюджета.
Вместе с тем с конца прошлого года цена на нефть начала расти, а на внутреннем рынке значительно сократились запасы топлива. Эксперты предполагали, что последнее произошло в том числе и потому, что нефтяные компании, стремясь компенсировать свои убытки, увеличили поставки на экспорт.
Правительство же, по сути, им в этом не мешало: на прошедшем в конце января заседании их обязали нарастить запасы, но постепенно к 1-му мая, а приказ об увеличении нормативов продаж бензина на бирже на 1%, а дизельного топлива — на 1,5% подписали только 9-го февраля, хотя готовили его еще с лета прошлого года.
При этом за январь оптовые цены на бензин выросли на 7%, в то время как розничные — менее чем на 1%. Последние, в принципе, по указанию Правительства должны сдерживать в пределах инфляции, из-за чего терпят убытки независимые АЗС, которые, в отличие от АЗС, входящих в структуру нефтяных компаний, не могут перекрыть свои недополученные доходы из других источников.